Проект программы развития ЦППМСП на 2016-2020 гг

Программа развития ПМС-центра Невского района
с 01.09.2011 – по 31.12.2015

Санкт-Петербург, 2011

   Содержание:

Паспорт  Программы  развития 3 стр.
Актуальность, цели, задачи Программы 6 стр.
Стратегическая цель и направления развития ПМС-центра 7 стр.
Основные направления и этапы реализации Программы 8 стр.
Механизмы реализации Программы развития 8 стр.
Показатели оценки эффективности Программы 13 стр.

 

Паспорт программы развития

Наименование долгосрочной Программы

Программа развития ПМС-центра Невского района Санкт-Петербурга на 2011 – 2015 годы (далее – Программа)

Основания для разработки Программы:

I. Международный уровень

II. Федеральный уровень




























III. Региональный уровень












IV. Районный уровень





·                   Конвенция о правах ребенка;


·                   Конституция Российской Федерации;

·                   Федеральный закон «Об образовании» с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года и от 21.07.2007 N 194-Ф3, вступивших в силу с 1 сентября 2007 года;
·         Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена»;
·         Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
·         Приказ Минобрнауки России «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24.03.2010 №209;
·         Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года;
·         Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»;
·         Модель «Российское образование – 2020», принятая 13.09. 2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде;
·         Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», (Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.);
·         Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
·         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
·         Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.2.1178-02).


·                   Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года;
·         Меморандум по итогам круглого стола «Наша новая школа: инновационные вызовы» в рамках Международного инновационного форума 01.10.2009;
·         Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О плане мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2010 – 2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге» от 8.06.2010 г. № 750;
·         Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020 гг. «Петербуржская школа 2020»;
·         Материалы городского педагогического совета «Новое в законодательстве: образование для успешной жизни» от 29.08.2011.

 
·         Материалы коллегии администрации Невского района Санкт-Петербурга от 08.07.2010;
·         Публичный доклад о состоянии и развитии системы образования Невского района Санкт-Петербурга в 2009/2010 учебном году;
·         Публичный доклад о состоянии и развитии системы образования Невского района Санкт-Петербурга 2010/2011 учебный год;
·         Приоритетные задачи системы образования Невского района в сфере образования на 2011-2012 учебный год и среднесрочную перспективу;
·         Программа развития системы образования Невского района Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы;
·         Материалы районной августовской педагогической конференции «Образовательное учреждение как территория успеха: реальность и перспективы» от 26.08.2011.

Заказчик – координатор Программы Отдел образования администрации Невского района
Разработчик Программы ПМС-центр Невского района
Основная цель Программы Создание условий для достижения нового качества оказания психолого-медико-социальной помощи детям и подросткам, их родителям и педагогам Невского района Санкт-Петербурга, адекватной социальным потребностям и требованиям инновационной экономики России, Санкт-Петербурга и Невского района. Повышение эффективности психолого-медико-социальной помощи по критериям: качество, доступность, своевременность,  востребованность, экономическая целесообразность.
Основные задачи Программы - Разработка системы мероприятий по повышению качества, доступности и своевременности оказания психолого-медико-социальной помощи детям и подросткам.
- Разработка и реализация новых программ в соответствии с целевыми программами РОС
- Расширение, укрепление и оптимизация сотрудничества ПМС-центра с ОУ района в области психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков
- Оптимизация работы ПМС-центра
- Создание условий для формирования здоровьесберегающей образовательной среды с целью сохранения соматического и психического здоровья детей и подростков.
Этапы реализации Программы Программа реализуется в 2011-2015 годы в два этапа:

I этап - инновационный (2011-2012 годы): осуществляются меры по повышению эффективности деятельности ПМС-центра в новых организационно-экономических условиях, в соответствии с требованиями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Государственной программой «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» и Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020 гг. «Петербургская школа 2020».

II этап - институциональный (2012-2015 годы): повышение качества и обеспечения доступности и своевременности психолого-медико-социальной помощи в рамках комплексной модернизации и развития системы образования Невского района.

Структура программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий Паспорт Программы развития.

1. Актуальность, цели, задачи Программы развития
2. Стратегическая цель и направления развития ПМС-центра Невского района (целевые программы).
3. Этапы выполнения программы и механизм ее реализации (два сценария развития: оптимальный и расширенный).
4. Показатели эффективности и перспективный результат реализации программы развития ПМС-центра Невского района

Приложения:
Проекты

Программа будет реализована через выполнение 8 Проектов:

1. «Толерантность и профилактика экстремизма» (в рамках районной программы «Толерантность»);
2. «Формирование законопослушного поведения» (в рамках районной программы по формированию законопослушного поведения обучающихся);
3. «Профилактика жестокого обращения с детьми» (в рамках районной программы по формированию законопослушного поведения обучающихся);
4. «Формирование здорового образа жизни и профилактика зависимого поведения» (в рамках районной программы по формированию здорового образа жизни обучающихся);
5. «Профилактика школьной дезадаптации»;
6. «Профессиональное самоопределение подростков» (в рамках районной программы «Профессиональная ориентация и адаптация к рынку труда обучающихся и выпускников образовательных учреждений»;
7. «Кризисная служба: доступная, своевременная и качественная психологическая помощь».
8. «Ресурсы ПМС-центра».

Исполнители программы  ПМС-центр Невского района
Объем и источники финансирования программы Общая потребность Программы на 2011-2015 годы - тыс. рублей (в ценах 2011 г.).

Из них по источникам финансирования:
- бюджет Российской Федерации - ... тыс. рублей (4%)
- городской бюджет - ...тыс. рублей (20%)
- районный бюджет - ...тыс. рублей (60%)
- собственные средства ОУ - ...тыс. рублей (6%)
- привлеченные средства - ...тыс. рублей (10%)

Источники финансирования Программы:
средства федерального бюджета;
средства городского бюджета;
средства бюджета района;

Предварительная оценка финансового обеспечения может быть изменена в соответствии с возможностями бюджета.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы - Обеспечение прав граждан на получение образования всех уровней в соответствии с Законодательством;
<br>- Организованная безопасная среда для развития ребенка, повышение его социальной адаптации, принятия ребенком принципов ЗОЖ;
<br>- Сформирована возможность реализации подростка в обществе на личностном и профессиональном уровне за счет раскрытия внутренних ресурсов.
Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга  в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

ПМС-центр Невского района несет ответственность за ход и конечные результаты реализации Программы, рациональное использование выделяемых на её выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы в целом. По итогам каждого года реализации Программы представляет публичный отчет об итогах выполнения Программы и результатах развития ПМС-центра.

Период, основание и порядок корректировки Программы Ежегодно, с учетом выделяемых на реализацию Программы средств,  отделом образования администрации Невского района уточняются: перечень мероприятий, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации мероприятий, состав исполнителей.

Актуальность, цели, задачи Программы

Актуальность программы определяется необходимостью обеспечения всем гражданам независимо от места жительства государственных гарантий качественного общедоступного бесплатного общего образования при расширении форм общественного участия и общественно-государственного контроля деятельности образовательного учреждения.

Цель Программы (в соответствии с основными направлениями Программы модернизации Российского образования) – создание условий для достижения нового качества оказания психолого-медико-социальной помощи детям и подросткам, их родителям и педагогам Невского района Санкт-Петербурга, адекватной социальным потребностям и требованиям инновационной экономики России, Санкт-Петербурга и Невского района. Повышение эффективности психолого-медико-социальной помощи по критериям: качество, доступность, своевременность, востребованность, экономическая целесообразность.

Задачи Программы:
- Разработка системы мероприятий по повышению качества, доступности и своевременности оказания психолого-медико-социальной помощи детям и подросткам;
- Разработка и реализация новых программ в соответствии с целевыми программами РОС;
- Расширение, укрепление и оптимизация сотрудничества ПМС-центра с ОУ района в области психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков;
- Оптимизация работы ПМС-центра: совершенствование работы Кризисной службы; оптимальная организация учебно-методической и просветительской работы ПМС-центра;
- Создание условий для формирования здоровьесберегающей образовательной среды с целью сохранения соматического и психического здоровья детей и подростков.

Стратегическая цель и направления развития ПМС-центра Невского района

В основе деятельности ПМС-центра Невского района лежат следующие принципы: качество, доступность, своевременность, мультидисциплинарность, системность, ориентация на всех участников образовательного процесса.

Специалисты ПМС-центра проводят следующую работу:
С детьми и подростками: оказание экстренной психологической помощи в кризисных ситуациях; диагностика интеллектуальных и личностных особенностей, помощь в изучении собственных возможностей, способностей, интересов; помощь в развитии различных навыков: учебных, коммуникативных и т.п.; создание условий для личностного развития ребенка, творческого самовыражения и самореализации, самосознания, толерантности, ответственного отношения к собственной жизни, формирования субъектной позиции; помощь в выборе образовательного маршрута.
С родителями: консультации по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка, помощь в понимании особенностей и потребностей ребенка, создание условий для развития осознанного и ответственного родительства, формирования субъектной позиции, психологическая помощь семье в кризисных и конфликтных ситуациях, профилактика жестокого обращения с детьми, проведение семинаров, тренингов, круглых столов для родителей.
С педагогами: психологическое просвещение, организационно-методическая помощь по вопросам обучения и воспитания детей и подростков, консультации по вопросам, обозначенным в целевых программах программы развития, организация и/или создание условий для эмоциональной и профессиональной поддержки педагога, организация и проведение семинаров, тренингов, круглых столов, элективных курсов для педагогов; психологическая помощь на базе ОУ в кризисных и конфликтных ситуациях.
С администрацией ОУ: психологическое сопровождение образовательного процесса: помощь в организации безопасной образовательной среды в ОУ, внедрении здоровьесберегающих технологий, проведение мониторингов и диагностических исследований по вопросам профилактики школьной дезадаптации, профилактики зависимого и девиантного поведения, психологического климата и т.п., психологическая помощь в кризисных и конфликтных ситуациях.

Основные направления и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2011-2015 годы в два этапа:

I этап - инновационный (2011-2012 годы): осуществляются меры по повышению эффективности деятельности ПМС-центра в новых организационно-экономических условиях, в соответствии с требованиями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Государственной программой «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» и Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга 2011 – 2020 гг. «Петербургская школа 2020».

II этап - институциональный (2012-2015 годы): повышение качества и обеспечения доступности и своевременности психолого-медико-социальной помощи в рамках комплексной модернизации и развития системы образования Невского района.

На стадии инновационного этапа (подготовительный этап) закладываются условия для реализации Проектов Программы и разрабатывается система количественных и качественных показателей, характеризующих текущие и конечные результаты реализации Проектов и Программы в целом.

На стадии институционального этапа (этап становления, а затем социализации результатов) идёт следующая работа:

· Разработка системы мониторинга результативности образовательного процесса;
· Определение негативных моментов в реализации Программы, внесение корректив.
· Реализация Проектов.
· Оценка результатов реализации Проектов и эффективности Программы развития в целом.
· Обобщение, анализ и публикация результатов.

Механизмы реализации Программы развития

· организация рабочих групп (семинаров, советов) по стратегическим направлениям, работающих в непрерывном режиме над продвижением стратегии, контролем реализации стратегического плана;
· мониторинга эффективности мероприятий, проводимых согласно разработанному плану;
· ежеквартальная корректировка планов в зависимости от результатов мониторингов.

Программа будет реализована через выполнение 8 Проектов:

1. «Толерантность и профилактика экстремизма» (в рамках районной программы «Толерантность»);
2. «Формирование законопослушного поведения» (в рамках районной программы по формированию законопослушного поведения обучающихся);
3. «Профилактика жестокого обращения с детьми» (в рамках районной программы по формированию законопослушного поведения обучающихся);
4. «Формирование здорового образа жизни и профилактика зависимого поведения» (в рамках районной программы по формированию здорового образа жизни обучающихся);
5. «Профилактика школьной дезадаптации» (в рамках районных программ по формированию законопослушного поведения обучающихся и по формированию здорового образа жизни обучающихся);
6. «Профессиональное самоопределение подростков» (в рамках районной программы «Профессиональная ориентация и адаптация к рынку труда обучающихся и выпускников образовательных учреждений»;
7. «Кризисная служба: доступная, своевременная и качественная психологическая помощь» (в рамках районных программ по формированию законопослушного поведения обучающихся и по формированию здорового образа жизни обучающихся);
8. «Ресурсы ПМС-центра».

Рассмотрим подробнее Проекты.

1. Проект «Толерантность и профилактика экстремизма»

Цель проекта: создание условий для воспитания и развития толерантного сознания и формирования у детей и подростков убеждений и навыков толерантных отношений; профилактика проявлений экстремизма у детей и подростков.

Задачи проекта:

Дети и подростки:
- исследование уровня толерантности, склонности к экстремизму;
- развитие позитивного отношения к себе, другим, миру;
- развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов;
- развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявлений.

Педагоги и родители:
- исследование уровня толерантности;
- расширение представлений о значении толерантности и возможностях формирования толерантных способов поведения у детей и подростков;
- совершенствование толерантного отношения к себе и другим, навыков конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций в ОУ.

2. Проект «Формирование законопослушного поведения»

Цель проекта: создание условий для воспитания законопослушного поведения у детей и подростков и профилактика правонарушений.

Задачи проекта:

Дети и подростки:
- исследование уровня законопослушного поведения;
- развитие у детей и подростков навыков и умений законопослушного поведения;
- повышение популярности законопослушного поведения.

Педагоги и родители:
- курирование работы в ОУ по профилактике правонарушений;
- мониторинги работы по профилактике правонарушений в ОУ;
- методическое обеспечение работы в ОУ по профилактике правонарушений;
- ведение районной базы данных по профилактике правонарушений.

3. Проект «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Цель проекта: профилактика жестокого обращения с детьми и профилактика проявлений неконструктивной агрессии у детей и подростков.

Задачи проекта:

Дети и подростки:
- исследование уровня агрессивного поведения;
- развитие позитивного отношения к себе, другим, миру;
- развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов;
- развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявлений.

Педагоги и родители:
- исследование уровня проявления агрессии и стилей воспитания;
- расширение представлений о жестоком обращении с детьми, о последствиях жестокого обращения и конструктивных методах воспитания;
- совершенствование конструктивного отношения к себе и другим, навыков конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций в ОУ;
- формирование неприемлемости любых методов жестокого обращения с детьми.

4. Проект «Формирование здорового образа жизни и профилактика зависимого поведения»

Цель проекта: создание условий для формирования у детей и подростков убеждений и навыков здорового образа жизни; профилактика зависимого поведения у детей и подростков.

Задачи проекта:

Дети и подростки:
- исследование склонности к зависимому поведению;
- развитие умений и навыков здорового образа жизни;
- повышение популярности здорового образа жизни.

Педагоги и родители:
-расширение представлений о значении умений и навыков здорового образа жизни;
- обучение навыкам воспитания ЗОЖ;
- формирование неприемлемости злоупотребления ПАВ и негативного отношения к разнообразным формам зависимого поведения.

5. Проект «Профилактика школьной дезадаптации»

Цель проекта: психологическая помощь в реализации индивидуального подхода к обучению детей и подростков.

Задачи проекта:

Дети и подростки:
- исследование интеллектуальных и личностных особенностей детей и подростков, влияющих на успешность обучения в школе;
- прогноз проблем в обучении детей и подростков;
- разработка индивидуальных мер профилактика проблем в обучении детей и подростков;
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и подростками.

Педагоги и родители:
- информирование родителей и педагогов об особенностях и возможностях ребенка;
- разработка рекомендаций по взаимодействию и обучению, как каждого отдельного ребенка, так и классного коллектива в целом.

6. Проект «Профессиональное самоопределение подростков»

Цель проекта: помощи в профессионально самоопределении как подготовка подростков к взрослой жизни.

Задачи проекта:

Дети и подростки:
- информирование подростков о мире профессий, о ситуации на рынке труда, путях выбора, возможных ошибках и т.п.
- повышение мотивации к осознанному выбору будущей профессии у подростков, формирование субъектной позиции;
- изучение сформированности профплана и профессиональных предпочтений подростков, интеллектуальных и личностных особенностей подростков.

Педагоги и родители:
- психологическое просвещение родителей и педагогов в области профессионального самоопределения подростков;
- сопровождение (наставничество) молодых специалистов ОУ, работающих в области профориентации, специалистами ПМС-центра.

7. Проект «Кризисная служба»

Цель проекта: оказание психологической помощи в кризисных ситуациях детям от 3-х до 18 лет, их родителям и педагогам.

Задачи проекта:
- экстренная психологическая помощь детям и подросткам, перенесшим психотравмирующие ситуации, их родителям и педагогам (психологическое кризисное консультирование и работа на кризисной телефонной линии);
- психологическая реабилитация детей и подростков, их родителей и педагогов, перенесших психотравмирующие ситуации;
- повышение психологической культуры населения как профилактика кризисных состояний;
- обучение педагогов, родителей, детей и подросткам правилам поведения в кризисных и конфликтных ситуациях, оказанию первой допсихологической помощи в экстренных ситуациях.

8. Проект «Ресурсы ПМС-центра»

Цель проекта: создание условий и гарантий для реализации Программы развития ПМС-центра на 2011 – 2015 годы.

Задачи проекта:
- постоянная работа по профессиональной подготовке и профилактике профессионального выгорания психолого-медико-социальных кадров для реализации Проектов Программы;
- разработка системы мониторингов оценки качества работы;
- разработка механизмов постоянного внедрения результатов мониторингов в планирование и реализацию Проектов;
- привлечение социальных партнёров по основным направлениям работы над реализацией Программы;
- развитие государственно-общественного управления;
- развитие материально-технической базы;
- развитие методической базы.

Показатели оценки эффективности Программы

определяются на основе анализа динамики мониторинговых оценок реализации Проектов.

Предполагается разработка и использование системы количественных и качественных показателей, характеризующих текущие и конечные результаты реализации Проектов и Программы развития в целом.

 

Copyright © 1999 - 2018. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14