Родительская гештальт-группа "Эффективное сотрудничество с детьми"

Смирнова Е.В. , Березовая С.В.

Специалистам в области детской практической психологии широко известен факт, что эффективность коррекции психического и личностного развития ребенка зависит от степени участия родителей в коррекционном процессе. За рубежом разработано большое количество разнообразных программ педагогического образования родителей: Хайм Жино, Рудольф Дрейкус, Том Гордон, Уильям Глассер и многие другие. Практический психолог, социальный работник может выбрать программу в соответствии со своими личностными особенностями, предпочтениями, пройти соответствующую подготовку и реализовать программу в своей работе.

В отечественной практике нет такого широкого спектра программ для работы с родителями, однако, в последние годы начали появляться программы тренингов для родителей, например: тренинг для родителей подростков, разработанный Желдак.

В работе с родителями мы использовали гештальт-подход. Программа "Эффективное сотрудничество с детьми" была апробирована с 1997 по 1999 г. на базе ПМС-Центра Невского района. Поводом для обращения родителей к психологу-консультанту чаще всего являются трудности в поведении и обучении ребенка, невротические симптомы. При этом родитель жалуется на утрату взаимопонимания с ребенком и вину за создавшуюся ситуацию возлагает на ребенка. Свой вклад в создание и поддержание трудностей он не осознает. Родитель не склонен анализировать свой опыт взаимодействия с ребенком и изменять неэффективные способы взаимодействия, основанные на приобретенных стереотипах поведения родителей по отношению к нему в детстве.

Основные идеи программы родительской гештальт-группы.

С позиции гештальт-подхода, взаимодействие родителя и ребенка рассматривается как частный случай взаимодействия Организма со Средой, что предполагает осознание своих потребностей, способов их удовлетворения и возможных сопротивлений по удовлетворению этих потребностей. В группе мы работаем с актуальным жизненным опытом в ситуации "здесь и теперь", что не исключает обращения к прошлому жизненному опыту. Родители в условиях группы стремятся воссоздать те же межличностные отношения и проблемы, которые мучают их в жизни. Концентрация на "здесь и теперь", понимание особенностей отношений между членами группы позволяет им осознать, как действуют их обычные способы контакта, как функционирует сопротивление, в действительности приводящее к прерыванию контакта.

Мы рассматриваем процесс воспитания как процесс развития зрелой личности, что с позиции гештальт-подхода подразумевает постепенное уменьшение зависимости от поддержки со стороны окружающих к самоподдержке.

Мы не ставим целью работы группы обучение родителей способам воспитательного воздействия, мы стремимся к развитию у родителей способности к самоподдержке, уменьшению зависимости родителей от окружения, в том числе и от психологов.

Гештальт-подход позволяет работать над принятием ответственности родителем за свои выборы и избегания, за свою жизнь в целом, а также над передачей ответственности ребенку за его жизнь, адекватную его возрастным и личностным особенностям.

Этапы формирования группы:

Ознакомительный.

Родителям, имеющим сложности во взаимодействии с детьми, в процессе первичного консультирования рекомендуется участие в тренинговой группе "Эффективное сотрудничество с детьми".

Организационный.

С родителями, выразившими желание участвовать в работе тренинговой группы, проводится индивидуальное собеседование ведущих с целью уточнения специфики проблем и особенностей организации работы группы.

Продолжительность работы группы: 10 встреч, проводимых 1 раз в неделю по четыре академических часа.

Отбор содержания осуществляется в соответствии со спецификой проблематики участников группы и учитывая индивидуальные потребности каждого из участников группы в ситуации "здесь и теперь".

Этапы работы группы:

Ориентировочный этап. (1 - 2 встречи).

Задачи ориентировочного этапа:

- знакомство участников группы;
- самоопределение участников группы и определение групповых целей работы;
- создание атмосферы, способствующей самопознанию и самопроявлению;
- актуализация каждым участником группы своей родительской позиции и ее концептуализация.

На этом этапе используются традиционные упражнения СПТ, помогающие участникам группы познакомиться друг с другом, создать безопасную атмосферу в группе, детские игры, позволяющие активизировать как собственного внутреннего ребенка, так и раскрыть ретрофлексию (механизм сопротивления). Для актуализации родительской роли используются гештальт-методы работы с метафорой, телом, визуализацией.

Развивающий (основной) этап. (6 - 7 встреч)

Задачи развивающего этапа:

- переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии;
- расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого, проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения (эмпатическое слушание, умение давать обратную связь и др.)
- формирование индивидуальных стратегий и тактик эффективного сотрудничества с детьми.

На этом этапе используются психодраматические этюды, ролевые игры, игры и упражнения на развитие сензитивности, гештальтисткие методы работы. Содержанием работы становятся проблемные ситуации из семейной жизни участников и материал межличностных отношений, складывающихся в группе.

Родители, как правило, имеют трудности в выражении и проживании чувств, не способны четко определить свои потребности и вступить в контакт, чтобы их удовлетворить. Благодаря проигрыванию и проживанию различных ситуаций, возникающих "здесь и теперь", в работу вовлекаются более глубокие чувства, которые не были выражены и разрешены в прошлом в отношениях со значимыми людьми, родителями, супругами и др. С возникновением этих чувств у участников группы появляется стремление вернуться к незаконченным действиям и снова пережить их. Процесс приобретения нового знания происходит через исследование родителем альтернативных форм мыслительных паттернов и поведения.

Интегрирующий этап. (1 - 2 встречи)

На этом этапе происходит рефлексия изменений, произошедших с участниками группы за время работы, прогнозирование будущих жизненных планов.

Результатами работы группы (по самоотчетам и обратной связи участников группы) являются:

- переосмысление роли родителей;
- новый уровень осознания себя как родителя;
- новый уровень понимания детей;
- повышение уверенности в себе;
- повышение уверенности в творческих способностях детей;
- более тесные и доверительные отношения родителей с детьми;
- передача ответственности за собственную жизнь детям;
- возросшее уважение к своим собственным правам и потребностям;
- более честное и открытое взаимодействие;
- формирование потребности в саморазвитии.

Назад

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14