Профориентация

Психолог М.А. Бурденко

Одним из основных направлений деятельности ПМС-центра является оказание помощи школьникам в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении.

Как показывают специальные исследования подростки в возрасте 13-15 лет (а именно в этом возрасте многие реально должны осуществить выбор) не в состоянии самостоятельно и адекватно выбрать профессию. Кто-то при выборе профессии ограничивается лишь престижностью, другие готовы приобрести любую профессию лишь бы она хорошо оплачивалась, у кого-то ведущим мотивом выбора является доступность обучения (близость к дому учебного заведения, маленький конкурс и т.д.). Часто профессия выбирается по настоятельному совету родителей или за компанию с кем-нибудь. Такой выбор может оказаться неудачным, повлечь за собой в будущем как психологические, так и соматические проблемы.

В своей работе мы опираемся на традиционную парадигму профориентации, разработанную Е.А.Климовым, интрапсихическое согласование профессиональных "хочу", "могу", "надо". Для выявления профессиональных склонностей и интересов используются анкеты и опросники.

Основные сложности возникают при необходимости диагностировать те качества, которые относятся к понятию "могу", это те индивидуальные особенности человека, от которых зависит возможность успешного выполнения той или иной работы, т.е. способности. Исследование уровня развития интеллекта и его структуры позволяет прогнозировать успешность освоения профессий творческого класса, которые требуют высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования, а также наличие задатков для дальнейшей специализации обучения по различным направлениям: физико-математические, естественные, гуманитарные, педагогические науки, научно-техническая и конструкторская деятельность и т.д..

Выявление индивидуально-личностных особенностей также необходимо, так как профессия предъявляет к человеку определенные требования. Одни профессии требуют аккуратности, другие - смелости и решительности, третьи - высокой эмоционально-волевой устойчивости и т.д.. Чаще всего для людей привлекательны именно те профессии, которые соответствуют складу их характера. Однако в процессе такого выбора люди достаточно часто допускают ошибки, не задумываясь об этом или оптимистично полагая, что определенные черты характера можно легко изменить. В результате за успех приходится платить повышенным уровнем эмоционального напряжения или уйти из этой профессии.

Применяемый нами блок методик позволяет также исследовать творческие способности (и их структуры) в связи с различными сферами будущей профессиональной деятельности и социально-психологические характеристики (социальный интеллект, особенности поведения в стрессовых ситуациях, взаимоотношения в коллективе), которые имеют наибольшее значение при выборе профессий типа "человек-человек".

Работа проводится в два этапа. Первый включает в себя вступительную беседу, в которой дается общая информация о мире профессий, о том, что следует учитывать при выборе профессии; исследуются профессиональные склонности и интересы, способности и личностные особенности учащихся. Работа проводится в группе, численностью 15-18 человек (2 занятия по 2,5 часа).

Второй этап - консультационный. На индивидуальной консультации подростки и их родители получают объективную информацию, имеют возможность обсудить свои проблемы со специалистом, разбирают профессиограмму выбранной специальности, рассматривают пути получения профессии. Зачастую темой бесед становится не только профессиональное определение, но и то, что с этим связано: несогласие родителей с выбором ребенка и отсутствие взаимопонимания в семье, проблемы социальной адаптации в новых коллективах, неумение адекватно оценить свои возможности.

К нам в Центр на профконсультацию самостоятельно обращаются учащиеся 9-11 классов. Среди пришедших к нам девятиклассников 50% согласовали свой профессиональный выбор с родителями, 25% - принимали решение самостоятельно, а оставшиеся 25% пришедших на консультацию свой выбор еще не сделали. Среди учащихся 11 классов еще не определился в выборе профессии каждый пятый, не смотря на то, что большинство школьников последние 2 года (10,11 классы) обучались в специализированных классах, имеющих усиленную подготовку по ряду предметов и связь с ВУЗами, 44% выпускников учли пожелания родителей и 37% были самостоятельны в принятии решения.

Наиболее часто старшеклассниками выбираются профессии, связанные с экономикой, финансами, управлением, реже всего инженерно-технические специальности даже при наличии ярко выраженных способностей к инженерно-конструкторской и научно-технической деятельности. К сожалению, неоднократно приходится сталкиваться с тем, что, проучившись 2-3 года в специализированных классах, ребята выбирают профессии ничего общего не имеющие с тем направлением, которое они углубленно изучали в школе, так выпускник химического класса выбирает профессию юриста, технического класса - профессию логопеда, математического класса - профессию журналиста.

Данное направление работы представляется нам актуальным, и, как показывает наш опыт, такую работу наиболее целесообразно начинать с учащимися 9-х классов и более младшими детьми (7-8 класс), чтобы у детей оставалось больше времени на осознанный выбор и на осознанную подготовку к будущей профессии.

Назад

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14