Профилактика психосоматических расстройств и девиантного поведения.

Психолог Н.И. Цыганкова.

Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, успешной интеграции его в социуме, становления его как личности, развития самооценки. Индивидуально-психологические способности к общению включают в себя: желание вступать в контакт с окружающими "Я хочу", умение организовать общение "Я умею", т.е. умение слушать, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации, знание норм и правил поведения, которым необходимо следовать в общении "Я знаю". Всему этому ребенок научается в семье, детской группе, в общении со взрослыми.

У младших школьников с трудностями поведения и обучения затруднен процесс социальной адаптации в связи с неудачами в учебной деятельности, проблемами общения со взрослыми и сверстниками. Преимущественно это дети так называемой "группы риска ММД", имеющие определенные особенности развития личности и когнитивных функций, которые обусловленны дефицитом внимания, повышенной утомляемостью, синдромом гиперактивности.

Для них характерны эмоциональное напряжение, сниженный фон настроения, неустойчивость поведения, слабость или избыток побуждений, быстрая пресыщаемость интересов, незрелость и бедность эмоций, конформность, робость, безынициативность, неуверенность в себе. Отмечается нарушение саморегуляции и планирования действий. Отношения к взрослым могут достигать уровня враждебности, что приводит к развитию реакций протеста у детей.

Ведущим мотивом деятельности становится стремление к избеганию неудач, желание заслужить похвалу, одобрение взрослых, что сопровождается страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность, повышает уровень тревожности.

Испытывая меньше положительных эмоций от посещения школы, неудачи в учебной деятельности, проблемы общения со взрослыми и сверстниками, школьники данной группы особенно нуждаются в поддержке, внимании со стороны взрослых.

Возникает необходимость целенаправленной работы по развитию у них коммуникативных навыков, которые помогут преодолеть возникающие барьеры в общении. Для снижения риска психосоматических расстройств и девиантного поведения у данной категории детей, была разработана программа тренинга общения. В программу тренинга включены психогимнастические упражнения, элементы аутотренинга, предусмотрено чередование приоритетов эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих нагрузок при выполнении упражнений.

Условия построения занятий:

Создание атмосферы, благоприятствующей индивидуальному самовыражению ребенка за счет использования различных историй, метафор, юмора, развлекательных игр.

Работа в зоне ближайшего развития. Гибкий подбор различных по тематике и сложности направленных игр, имеющих смысловую связь, преемственность. Начиная с комфортного уровня, где дети могут быть наиболее успешны, в ходе занятий подходим к более высокому уровню, на котором ребенок может работать самостоятельно.

Моделирование ситуаций, демонстрирующих недостаточную рациональность, успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему установками и правилами, поведенческими стереотипами и демонстрации возможности эффективности, успешности этой деятельности при их изменении. Занятия проводятся поэтапно, в виде циклов.

Используется экзистенциально - гуманистическмй, позитивный, когнитивно-поведенческий подход. Идеи Л.С. Выготского, А.Маслоу, Бандуры.

За счет этого решаются не только непосредственные задачи тренинга общения, но и стимулируется включение работы компенсаторных механизмов (может наблюдаться улучшение внимания за счет повышения эмоциональной устойчивости, развитие интеллектуальных функций за счет восстановления функции психомоторики и т.д.). Некоторые тренинговые упражнения могут проводиться самостоятельно, в домашних условиях родителями ребенка. Например, обучение приемам аутотренинга, правилам организации игровой и учебной деятельности.

Позитивными последствиями данного тренинга общения являются снижение неуверенности в своих возможностях, повышение эмоциональной устойчивости, адекватности самопознания, толерантности к социальной и поведенческой активности в целом, формирование стиля общения, соответствующего индивидуальным способностям.

Все группы создаются после индивидуальной консультации у психолога, невропатолога. Результаты консультирования обсуждаются на консилиуме. Исходя из зоны актуального развития, принимается решение о тактике работы с каждым ребенком.

При необходимости ребенок направляется к логопеду, дефектологу.

Количество детей в группе 7-10 человек. Курс включает в себя 10-15 занятий продолжительностью 1,5-2 часа (в зависимости от возраста); периодичность 1 раз в неделю.

Предварительно проводится беседа о тренинге с детьми и родителями (родительское собрание, индивидуальная беседа). Обсуждаются условия работы в группе: постоянство (как важное условие формирования произвольной регуляции деятельности), обязательные домашние задания (перенос на поведение в реальной обстановке полученных навыков), и т.д. Заключается договор с родителями о принятии ими доли ответственности за успешность тренинга.

Для оценки результативности группового тренинга используются методики: цветовой тест Люшера, проективные рисунки, шкала самооценки, корректурная проба.

Эффективность тренингового общения повышается за счет параллельной работы коррекционной родительской группы, использования ресурса семьи.

Определяются особенности семейного воспитания, стиль отношения к ребенку, взаимоотношения в семье, личностные особенности родителей (опросник АСВ, проективные методики). Выявляются психологические причины неэффективности родительских отношений. Психодиагностика семьи и семейных отношений является основой для оказания индивидуальной помощи родителям и детям.

Позитивными последствиями работы в родительской группе являются повышение сенситивности к ребенку, выработка более адекватных представлений о возможностях детей с дефицитом внимания и их потребностях, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком (отработка навыков декодирования чувств ребенка, эффективного вербального общения и т.д.). Родители постоянно получают информацию об особенностях и динамике поведения каждого ребенка в группе.

Таким образом, данный тренинг отвечает задачам психопрофилактики и может быть использован с целью снижения риска психосоматических расстройств и девиантного поведения у данной категории детей.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений. - М., 1994
2. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. - СПб., 1997
3. Направленная игротерапия поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1997
4. Рудестам К. Групповая терапия. - СПб., 1998
5. Сидоренко Е.В. Комплекс "Неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. - СПб., 1993
6. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996
7. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным симптомом. - М., 1997
8. Чистякова Психогимнастика. - СПб., 1996
9. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб., 1998

Назад

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14