Жизнедеятельность семьи.

Все, о чем говорилось ранее, было в основном посвящено детству и подростковости с кратким описанием проблем каждого возрастного периода. Периоды развития ребенка мы рассматривали в отрыве от происходящего в семье, лишь вскользь касаясь взаимоотношений родителей между собой и с детьми.

Очевидно, что не только ребенок, но и сама семья в целом проходит через определенные стадии развития, называемые в литературе “жизненный цикл семьи”. Рассмотрим вначале динамику взаимоотношений супругов, а потом поговорим о развитии семьи, об этапах ее жизнедеятельности.

Взаимоотношения супругов на протяжении совместной жизни проходят несколько фаз.

Первая фаза (или этап) - это выбор партнера.

Выбор партнера бывает осознанным или неосознанным. В любом случае, у каждого человека существует фантазийный, идеальный образ супруга/супруги и, на поиск этого идеала могут уйти многие годы.

И, вот, выбор сделан-наступает самая красивая пора-фаза романтизации отношений, так поэтично описанная в художественной литературе. Неслучайно, наверное, многие истории любви, дошедшие до нас в поэмах, сказках и песнях, заканчиваются свадьбой или смертью главных героев. Редко, кто может вспомнить произведения классиков, подробно описывающих жизнь супругов после свадьбы, ну, может разве, “Войну и мир” Л.Н.Толстого или романы Бальзака и Мопассана. Сказки же чаще всего заканчиваются так: “….жили они долго и счастливо и умерли в один день”.

Мы попытаемся подробнее остановиться на данном этапе.

Период романтизации отношений - это время, когда будущие супруги, или, точнее, пока влюбленные (т.к. станут они супругами или нет, неизвестно, возможно, что поиск партнера будет продолжен), воспринимают друг друга через “розовые очки”, замечая только достоинства и игнорируя недостатки. Они часто встречаются, проводят вместе все свое свободное время, путешествуют, обмениваются подарками. Как правило, молодые люди не живут вместе или, по крайней мере, не ведут совместное хозяйство. Отсутствует реальное восприятие себя и партнера в супружестве. Так чаще происходит, если брак заключается по взаимной любви или страсти. Возможны и другие мотивы заключения брака:

1). Бегство от родителей (часто браки в юном возрасте, инфантилизм супругов).

2). Вступление в брак из чувства долга, например, в связи с беременностью партнерши.

3). Одиночество.

4). Следование традиции (брак, заключаемый по инициативе родителей, достаточно широко распространен в странах Востока).

5). Престиж, поиск материальных благ, так называемый “брак по расчету”.

6). Месть прежнему возлюбленному, брак из-за неразделенной, несчастной любви.

В связи с вышесказанным, период знакомства и ухаживания может быть не таким уж красивым и романтичным, будущие супруги могут испытывать в это время целую гамму чувств: от любви, обожания и надежды на исполнение желаний до тревоги, раздражения, злости, гнева и даже ненависти.

Следующая, третья фаза - это формирование индивидуального, свойственного только данной конкретной семье, стиля отношений, выработка правил совместной жизни. Это время взаимной “притирки” друг к другу, поскольку каждый из супругов приносит в свою семейную жизнь привычки, ценностные ориентиры, вкусы и уклад родительской семьи. Живя вместе, ведя совместное хозяйство, супруги постепенно, в результате переговоров, принятия или отторжения их результатов, вырабатывают правила, определяющие - кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки, каковы обязанности и права супругов.

Затем наступает четвертая фаза - стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные трудности, отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? Повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? В нормально функционирующих семьях присутствуют обе тенденции, которые уравновешивают друг друга.

Последняя, пятая фаза - подведение итогов совместной жизни. Супруги выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности совместно прожитыми годами. Основной итог этого этапа - решение вопроса о том, был ли брак подлинным (и желанным, и гармоничным) или случайным.

О жизни семьи, этапах ее развития мы поговорим в следующий раз.

Жизнедеятельность семьи.
(Продолжение)

Любая семья, кроме описанной ранее динамики супружеских отношений, проходит через определенные этапы своего развития, общие для всех семей.

Всякая семья уникальна, неповторима, но и ей присуще нечто, роднящее ее с другими семьями. Важнейшие этапы развития здоровой семьи получили в литературе название “жизненный цикл семьи”. Остановимся подробнее на описании его этапов.

I этап-зарождение семьи. Этот этап длится до момента появления в семье первого ребенка. В это время происходит взаимная психологическая и сексуальная адаптация супругов друг к другу и к условиям семейной жизни в целом. Значительные усилия на данном этапе, как правило, прилагаются для первоначального семейного обзаведения-поиска или покупки квартиры, приобретения совместного имущества. Наконец, в этот период складываются отношения с родственниками, которые могут быть весьма непростыми, если молодая семья, как это часто бывает, не имеет собственного жилья.

Процесс формирования отношений внутри и вне семьи, сближения точек зрения, ценностных ориентаций, привычек супругов и других членов семьи протекает, как правило, весьма напряженно. Неслучайно, что немалая часть молодых семей распадается в самом начале совместной жизни. Основными причинами разводов в этот период являются неподготовленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие собственной жилой площади после свадьбы, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов.

Вслед за начальным, следует основной этап жизненного цикла-сложившаяся зрелая семья с детьми. Это период наибольшей активности в сфере быта и домашнего хозяйства. На женщин-матерей несовершеннолетних детей ложится основное бремя по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми. На это уходит большая часть их нерабочего времени. У женщин зачастую нет возможности посещать театры, концерты, друзей, вести “светский” образ жизни. Женщинам нередко приходится отказываться от работы, так как некому присматривать за ребенком-школьником или забирать из детского сада ребенка дошкольного возраста. Мужчины-отцы, несмотря на загруженность работой, в большей степени, чем женщины, имеют возможность не расставаться со своими привычками, увлечениями и вести обычный образ жизни. Родители все меньше времени проводят вместе, возникает эмоциональное охлаждение друг к другу, которое провоцирует возникновение супружеских измен, сексуальных дисгармоний. Желание развестись они объясняют “разочарованием в характере партнера”, “любовью к другому человеку” и т.д. Очень важно попытаться сохранить общность интересов, вместе участвовать в воспитании детей, оказывать физическую и эмоциональную поддержку, планировать совместный отдых, да и просто чаще общаться друг с другом.

Когда дети начинают трудовую деятельность, создают свои собственные семьи, наступают завершающие этапы жизнедеятельности семьи. Родительская семья перестает нести воспитательные функции, а попытки их продолжить встречают, как правило, сопротивление со стороны детей. Родителям бывает трудно примириться с тем, что дети выросли и более не нуждаются в их советах, контроле, оценке своих действий. Часто у родителей именно в этот период происходит обострение различных соматических заболеваний, возникает ощущение потери смысла жизни. Если дети были единственным связующим звеном между супругами, то с их уходом супруги могут развестись, так как не видят перспективы в дальнейшей совместной жизни.

Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями пожилого возраста. Физических сил становится все меньше, следовательно, увеличивается потребность в отдыхе. С ухудшением здоровья супругов на первый план выходят заботы, направленные на лечение, поиск и приобретение лекарств, уход за заболевшим мужем или женой.

Многие пожилые супруги начинают играть заметную роль в воспитании внуков, беря на себя часть родительских функций. Возрастает потребность в признании и уважении, прежде всего со стороны детей. Типичным для нашей страны является увлечение в пожилом возрасте садово-огородными посадками, пребывание с маленькими внуками на даче в летний период. Пожилым людям очень важно чувствовать свою необходимость в этот период жизни, так как с выходом на пенсию и ухудшением здоровья происходит сужение круга их возможностей. Вместе с тем много проблем в это время возникает из-за различных взглядов на воспитание, ценностных ориентаций и образа жизни представителей разных поколений. Особенную остроту они принимают, если бабушки, дедушки и молодая семья с детьми проживают совместно. Типичной является, например, следующая ситуация. Семья состоит из пяти человек: ребенок 5 лет, родители и бабушка с дедушкой. Родители работают, и в связи с этим мало времени уделяют сыну, при этом они придерживаются довольно демократичных способов воспитания, учитывают его желания, позволяют играть дома в подвижные шумные игры, уважают его мнение, разрешают выражать свои чувства, несогласие с точкой зрения взрослых. Бабушка, напротив, придерживается строгого, догматичного стиля, с большим количеством запретов и долженствований. Дедушка, в противовес бабушке, во всем потворствует внуку, что вызывает недовольство бабушки, считающей себя главной в доме. В такой ситуации, ребенок получает противоречивое воспитание, что может неблагоприятно отразиться на формировании его личности. Часто, для того, чтобы разобраться в происходящем, необходимо прибегнуть к помощи специалиста-семейного психотерапевта или психолога.

В дальнейшем мы более подробно расскажем об особенностях современных семей, о воспитании детей в неполных семьях, влиянии на детей развода родителей, видах семейного воспитания, искажающих личностное развитие детей.

Назад Далее

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14