Виды семейного воспитания, которые ограничивают личностное созревание детей и подростков.

Взрослые, занимающиеся воспитанием детей, используют те знания и опыт, которые были получены ими в детстве. У них есть собственные представления о том, как должен выглядеть их ребенок в будущем. На воспитании ребенка сказывается и характер супружеских взаимоотношений. Если отношения недостаточно удовлетворяют того или иного родителя, то это может отразиться на стиле воспитания. Например, кто-либо из супругов недоволен своим браком, чувствует раздражение к другому супругу, между супругами существует эмоциональное охлаждение и т.д. Ребенок в такой ситуации может быть окружен повышенным вниманием, все его желания будут удовлетворяться, наказания и запреты отсутствовать или наоборот, самостоятельность будет строго ограничиваться. В литературе неоднократно рассматривались такие виды отклонений в воспитании детей, как гипо- и гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Что же такое - уровень протекции в процессе воспитания? Речь идет о том, сколько сил, внимания и времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

При чрезмерном уровне протекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания; воспитание - основное дело их жизни. Приводим типичные высказывания родителей: “Все, что я делаю, я делаю ради моего сына/дочери”; “Мой сын/дочь для меня самое главное в жизни”; “Ради моего сына/дочери мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться”; “Я все время думаю о моем сыне/дочери, о его делах, здоровье и т.д.”.

При недостаточном уровне протекции ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него “не доходят руки”. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. Высказывания родителей о воспитании примерно следующие: “У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном/дочерью - пообщаться, поиграть”; “Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок”; “Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание”; “Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение”; “Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось”. Такой стиль распространен в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем.

Крайний вариант гипопротекции - эмоциональное отвержение, воспитание по типу “Золушки”. Потребности ребенка при этом не удовлетворяются, времени ему уделяется мало, он ощущает себя помехой в жизни родителей. В основе эмоционального отвержения лежит чаще неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Например, если ребенок не принимается по полу (во чтобы то ни стало ждали девочку, а родился мальчик), родители оказались не готовы выполнять функции матери и отца, рождение ребенка должно было скрепить распадающийся брак, когда родители совмещают учебу и уход за ребенком и т.д.

Личностные особенности самих родителей, различные обстоятельства в жизни семьи также влияют на воспитательный процесс, приводя к различным его нарушениям. Например, у одного из родителей есть какая-либо неосознаваемая проблема, и он пытается разрешить ее за счет воспитания ребенка. Это бывает при нарушенных супружеских отношениях между родителями (сексуальная дисгармония, несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т.д.) или при отсутствии одного из родителей вследствие смерти или развода. В таком случае мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто сыном или дочерью. Родитель неосознанно стремится к полному психологическому слиянию со своим ребенком, живет только его интересами, ограничивает круг его знакомств, пытается выбирать друзей и увлечения и т.д. Мать нередко отказывается от повторного замужества и вообще от личной жизни. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположного пола) “все чувства”, “в сю любовь”. В ребенке стимулируется детская влюбленность в родителя, ревность. По достижении ребенком подросткового возраста мать часто неосознанно ревнует сына/дочь к друзьям, подругам, ограничивая контакты с ними. Типичные высказывания родителей при данном отклонении в семейном воспитании: “Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга”; “Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем”; “Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил (не любила) никого, кроме меня”; “Мне бы хотелось, чтобы мой сын женился попозже, после 30 лет”; “Когда мой сын был маленьким, он очень любил спать со мной”; “Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение” и т.д.

Кроме того, такое отклонение в воспитании, как предпочтение в подростке детских качеств, также связано с имеющимися у родителей личностными проблемами. В данном случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимуляция к сохранению в подростке таких качеств, как непосредственность, игривость, наивность. Такой подросток всегда будет для родителей “маленьким”. Нередко они сами открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Ребенок растет в обстановке пониженных требований, потворствования, тем самым создаются предпосылки для формирования психического инфантилизма.

Воспитательная неуверенность родителя, являясь “слабым местом” личности родителя, относится к достаточно распространенным видам отклонения в воспитании. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель идет “на поводу” у ребенка, уступает ему даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти подход, нащупал “слабое место” родителя и добивается для себя “минимум требований-максимум прав”. Типичные высказывания родителей такие: “Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью)”; “Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти”.

О других отклонениях в воспитании мы поговорим в следующий раз.

Назад Далее

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14