Ребенок на первом году жизни.

Позади остались роды, новорожденный и мать наконец дома. Мы не будем останавливаться подробно на процессе родов, отметим лишь следующее: при физической и психологической готовности беременной к предстоящим родам, грамотном родовспоможении, раннем прикладывании к груди, совместном пребывании матери и ребенка в родильном доме у новорожденного начинает формироваться базовое доверие к окружающему миру, что во многом может облегчить процесс адаптации. Базовое доверие к миру - это значит, "меня любят, я нужен, обо мне заботятся".

Основная потребность новорожденного - выжить, обрести границы собственного тела и собственной личности.

На первом году, и особенно в первые месяцы жизни, у ребенка доминируют биологические функции: потребность в пище, сне, тепле и т.д. Удовлетворение или неудовлетворение этих функций во многом определяет поведение ребенка. Важно, чтобы члены семьи и в первую очередь мать научились распознавать сигналы, с помощью которых малыш передает информацию о своих ощущениях (различные модуляции голоса при желании спать и есть). Легче всего из биологических функций расстраивается сон, и это является первым признаком неблагополучия. Отказ от еды, срыгивания, рвота, расстройство стула могут происходить под влиянием различных факторов, как биологических (непереносимость материнского молока или искусственных его заменителей, начало прорезывания молочных зубов, неправильное введение прикорма, болезнь), так и психологических (напряженная обстановка в семье). Чаще всего речь идет о сочетании нескольких неблагоприятных факторов.

Как уже было упомянуто выше, помимо физического выживания, ребенок с первых минут после рождения постепенно обучается узнаванию собственного тела, собственных потребностей и собственных чувств. Весь этот непростой процесс происходит при постоянном взаимодействии между матерью и ребенком, при этом мать "работает" зеркалом, которое отражает все, что делает, чувствует и далее что думает ребенок. Каждый двигательный акт ребенка, каждый его крик и т.д. несут смысловую психологическую нагрузку, о содержании которой ребенок будет постепенно узнавать через отклики матери. "Ты сосешь пальчик, значит, ты уже хочешь кушать, сейчас я тебя покормлю и тебе станет хорошо". "Ты трогаешь игрушку, какая она яркая, она мягкая, твоим пальчикам приятно". "Ты уже сидишь, смотри, это твои ножки, ими ты будешь ходить. А там стоит твоя лошадка, давай, протяни ручку, вот так, молодец". Любой процесс, происходящий у ребенка (кормление, дефекация, смена белья) сопровождается чувствами матери, словами матери, ее действиями, которые она непрерывно, повторно комментирует. Так изо дня в день идет освоение ребенком своих границ (своего тела), своих чувств, формируя постепенно внутренний мир представлений.

Освоение ребенком своего тела, окружающего мира происходит на фоне все более расширяющихся физических возможностей: сначала он лежит и мир, который он познает двухмерный; со временем, когда малыш начинает садиться, мир становится объемным, трехмерным. С началом ходьбы ребенок все активнее использует все органы чувств: изучаемый предмет ему необходимо не только осмотреть, пощупать и попробовать на вкус, но и понюхать, произвести с ним какие-либо действия (бросить, потрясти, попытаться разобрать, разорвать, смять и т.д.) Важно, чтобы мать и отец поощряли малыша за его способы узнавания мира. Ограничение здесь только одно - безопасность для жизни и здоровья. Ребенок ничего не делает назло матери, все его действия направлены на изучение и мать может вместе с ним радоваться его открытиям.

К концу первого года активный словарь ребенка включает 8-10 слов, при этом пассивный запас достаточно велик: малыш выполняет простые просьбы, знает названия некоторых окружающих предметов, одежды, игрушек. Важно, чтобы мать, общаясь с ребенком, говорила простым, понятным малышу языком, при этом "не сюсюкая" и не выдвигая большого количества запретов. Встретив на улице бродячую кошку, ребенок стремится дотронуться до нее, схватить, опасения матери при этом понятны. Вместо слов "нельзя, не трогай" можно было бы сказать: "кошка идет по своим делам" или "кошка идет кушать, спать, мы не будем ей мешать" и т.д. Объяснение должно соответствовать уровню восприятия малыша.

К году ребенок не только делает самостоятельные шаги, то уходя, то вновь возвращаясь к матери, исследуя мир, его границы, безопасность, но и пытается есть ложкой, порой доставляя матери много хлопот, разбрасывая вокруг себя макароны и проливая на чистую одежду суп. Терпение и понимание того, что иначе малыш не научится есть сам, получать удовольствие от процесса еды - важные составляющие процесса воспитания.

Таким образом, ребенок, оставаясь беззащитным и зависимым, как бы сообщает окружающим: "я могу сам" и это только начало на пути освоения своих возможностей, познания самого себя.

Назад Далее

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14