Ребенок в возрасте от года до трех лет.

Что же представляет собой ребенок на втором году жизни? Рассмотрим подробнее особенности сна, общения, приучения к горшку, процесс кормления, развитие речи, эмоциональное развитие ребенка в этот период.

Начнем с процесса кормления. О нем вкратце уже говорилось в предыдущей главе, но в связи с трудностями, которые испытывают родители, сталкиваясь с желанием ребенка есть самостоятельно, стоит остановиться подробнее.

Итак, Ваш малыш взял ложку в руки, как себя вести? Возможны следующие варианты поведения.

Во-первых, можно отобрать ложку и попробовать кормить самому, как и раньше. Ответная реакция может быть разной - от попытки настоять на своем, до слез и отказа от еды. В дальнейшем, родители, пресекая попытки ребенка есть самостоятельно, создают предпосылки для конфликта и обеденный стол может стать настоящим полем битвы.

Во-вторых, можно отдать инициативу в руки ребенка и позволить ему делать за столом все, что угодно. В результате малыш не научится понимать, где грань между игрой, в которой можно все, а где акт, требующий определенных правил поведения. Для игры в "я ем сам" дайте ему игрушечные ложки, чашки, тарелочки, налейте в них воды или чая, пусть он осваивает навыки поведения за столом. В - третьих, можно словесно поощрять ребенка к самостоятельной еде, помогая и направляя его, при этом другой ложкой пытаться накормить его. Не стоит забывать, что ребенку интересен сам процесс, а родителей, в первую очередь, волнует результат. Тем самым будет подкреплена познавательная деятельность ребенка, он увидит, что мать радуется его успехам вместе с ним, и ребенок будет сыт. Сначала у него не будет получаться, и кашей будет забрызгано все вокруг, но благодаря Вашей поддержке, он довольно быстро научится есть чисто, ему будет интересно пробовать новое, он оценит и красиво оформленное блюдо.

Много вопросов вызывает у родителей и приучение к горшку. Некоторые мамы еще на первом году жизни периодически держат малыша над раковиной, горшком и др., добиваясь желаемого, и очень переживают, если им не удается " приучить малыша" в максимально раннем возрасте. Все успехи в этой сфере в возрасте до 1,5 лет - это только вовремя замеченные рефлекторные акты. Не стоит забывать, что чем больше волнений и переживаний демонстрирует мать и вся семья в связи с попытками приучить ребенка к горшку, тем сложнее и дольше происходит это самое приучение. Здесь, как нигде, опасно "перегнуть палку". Годовалый - полуторагодовалый малыш интересуется горшком, охотно сажает на него кукол и садится сам, при этом мочится в штанишки - уже успех. У него формируется позитивное отношение к горшку, а значит, и к самому акту мочеиспускания, что создаст предпосылки для бесконфликтного приучения в будущем. Ненавязчиво предлагайте ребенку горшок после пробуждения, перед сном и прогулкой, через 15-30 минут после употребления жидкости, хвалите каждую успешную попытку, не ругая за мокрые штанишки, и Ваш малыш довольно быстро научится сам контролировать свой мочевой пузырь и кишечник, получая удовольствие и радуя Вас. Для маленького ребенка нет большей радости, чем улыбка и похвала матери, а если при этом он может что-то дать ей взамен, часть себя (содержимое горшка и является этой частью), то это радость вдвойне.

Несколько слов об особенностях сна в этот возрастной период. Многие дети после года, а то и раньше, отказываются от второго сна. При этом общая продолжительность сна в сутки составляет примерно 13-14 часов, длительность дневного сна может сильно варьировать от 1-1,5 до 3-3,5 часов. Уровень психической активности ребенка, особенности нервно-психического реагирования очень индивидуальны, но в целом после года происходит увеличение продолжительности периодов бодрствования, свидетельствующее о постепенном повышении работоспособности коры головного мозга. Чаще всего родители жалуются на плохое засыпание, беспокойный сон, частое пробуждение, плач во сне и др. Причины могут быть различны и лучше всего проконсультироваться со специалистом. К нарушениям сна могут привести напряженная обстановка в семье, ссоры между родителями, перевозбуждение с вечера, связанное с поздним просмотром телевизионных передач, излишняя вечерняя двигательная активность. Беспокойство во сне может быть и в связи с сигналами от наполненного мочевого пузыря, малыш не может проснуться, но беспокоится. Тревожному ребенку трудно заснуть, если есть беспокойство, где находится мать. Поэтому очень важно, чтобы малыша укладывал спать один и тот же человек, лучше мать. Начало простудных заболеваний, неврологические расстройства также могут повлиять на сон. Длительные нарушения сна требуют консультации у специалиста.

На втором году жизни идет бурное развитие речи, и именно она становится основным средством коммуникации. Темпы развития речи и моторики в целом, отражают уровень психического развития, интеллектуальные возможности ребенка, и поэтому так много внимания уделяют развитию речи многие специалисты: педагоги, психологи, логопеды. Как идет развитие речи у ребенка - рассмотрим в следующей главе.

Ребенок в возрасте от года до трех лет (продолжение).

В данной главе мы рассмотрим особенности развития речи, коммуникации и эмоционального реагирования детей.

О развитии речи написано немало книг различными специалистами. Остановимся на проблемах, которые чаще всего волнуют родителей.

Многие мамы и папы, испытав много тревог и дождавшись, наконец, от своего малыша, самостоятельных шагов и первых 8-10 зубов, переключают все свое внимание на становление речи. Почему мой ребенок еще не говорит, почему его словарный запас так медленно растет, как разговаривать с ребенком, чтобы он понимал обращенную к нему речь, и многие другие вопросы беспокоят родителей в этот период.

Считается нормой, чтобы в возрасте 1 года ребенок имел в своем активном словаре около 8-10 слов. В реальности же диапазон используемых слов колеблется от 2-3 до коротких фраз, что также является нормой. Развитие речи трудно оценить отдельно от развития таких предпосылок интеллекта, как внимание, память, мышление. Также следует принимать во внимание любознательность, активность малыша, особенности его коммуникации с матерью и другими родственниками, как факторы, влияющие на гармоничное развитие личности и психических процессов в частности.

Некоторые дети довольно долго "не говорят", при этом без особых проблем общаются с другими детьми и родителями, с удовольствием слушают стихи и сказки, показывают на картинках знакомые предметы, выполняют большое количество инструкций.

В среднем, к трем годам большинство детей овладевает фразовой речью, что существенно повышает уровень их коммуникации. При этом пассивный запас слов значительно шире, чем активный, используемый в речи. Важно, чтобы родители, общаясь с ребенком, говорили грамотно, внятно, доступными пониманию малыша фразами, терпеливо выслушивали его, не перебивали, тем самым создавая благоприятный фон для становления речи.

Поговорим об особенностях общения (коммуникации) детей данной возрастной группы. Годовалый ребенок общается в основном с мамой, она понимает его "с полуслова", угадывает его желания, различает нюансы мимики и жестов. Окружающий мир он воспринимает через реакции матери: будет мир казаться добрым или враждебным - во многом зависит восприятия мира родителями, которые передают свои страхи детям. Например, мать боится собак и вскоре замечает, что ее малыш также испытывает страх при виде собаки. При этом она не отдает себе отчета в том, что своим поведением спровоцировала появление страха у ребенка: при появлении собаки брала малыша на руки, кричала, не разрешала приближаться к собаке, трогать, объясняя это тем, что собака может укусить.

На прогулке малыш, как правило, не проявляет интереса к сверстникам, он пока не нуждается в общении с ними. Часто можно увидеть следующую картину: в песочнице играют несколько малышей, каждый из которых "занят своим делом" и не включен в игру других. Они могут подходить друг к другу, пытаться взять понравившуюся игрушку, отталкивать и обнимать, но через минуту "забыть" о существовании другого ребенка.

В возрасте 2,5-3-х лет ребенок начинает активно искать общения с себе подобными. Он может уже довольно длительное время играть самостоятельно, не нуждаясь в постоянном присутствии матери, включается в игры других детей, активно пользуется игрушками. Но сколько бывает пролито слез, сломано игрушек, получено синяков и ссадин во время совместных игр! Вмешательство родителей может в равной степени как разрядить, так и накалить конфликтную обстановку. Трудно быть объективным, когда собственный ребенок демонстрирует пренебрежение к интересам другого, силой забирая у него игрушку, но получив в ответ ощутимый удар, с плачем бросается на шею матери! Психика ребенка устроена таким образом, что через мгновение малыш уже не помнит о конфликте и может весело бегать за обидчиком. Происшествие скорее останется в памяти матери, которая впоследствии будет пытаться оградить своего ребенка от конфликтов, не предложив других способов их разрешения и не объяснив конструктивный стиль поведения.

Повышенная впечатлительность, незрелость механизмов торможения, непосредственность, живость, быстрая смена настроения, являются особенностями эмоционального реагирования детей в возрасте от года до трех лет и старше. Определенную роль играют и личностные особенности матери, отца, такие как повышенная тревожность, склонность к "самокопанию", сдерживанию эмоций, как позитивных, так и негативных, трудности в общении, а также преобладающий стиль воспитания в семье.

Ребенок по своей природе реагирует на собственные чувства сразу поведением, не пытаясь разобраться (да еще и не умея) в том, какие это чувства. И задача взрослых воспитателей - помочь ребенку узнать, какое чувство повлекло за собой то или иное его поведение. Именно таким образом родители могут научить ребенка распознавать свои эмоции и разнообразить ответное поведение. Например, ребенок подошел и стукнул игрушкой бабушку. Чаще всего реакция взрослого - ты сделал плохо, так нельзя. Но важнее сначала "догадаться", какое чувство заставило малыша поступить таким образом ("ты, наверно, обиделся, что бабушка велела идти мыть руки и оставить игру?", или "ты сердишься на бабушку, что она не дала тебе конфетку?" и т.д.) Малыш непременно примет какую-то версию и кивнет, а у воспитателя появится возможность предложить малышу разные варианты "сердитого " или "обиженного" поведения (и в первую очередь - какими словами дать знать другому человеку о своих чувствах).

О других особенностях эмоционального реагирования детей в возрасте от года до трех лет поговорим в следующей главе.

Назад Далее

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14