Ребенок на третьем году жизни
(продолжение)

Итак, Вашему ребенку скоро исполнится три года. Какой он?

Он уже многое умеет, много знает, свободно говорит. Этот возраст называется, с одной стороны, возрастом "почемучки", а, с другой - возрастом "упрямства и капризов". Ему интересно буквально все, он задает множество вопросов, "что?, зачем?, почему?" "сыпятся" из него, как из рога изобилия.

Он часто раздражает родителей тем, что не очень хорошо умея что-то делать, например, одеваться, сопротивляется помощи и говорит: "я сам".

Конечно, когда утром надо торопиться на работу, а малыш медленно и неуклюже возится с одеждой, возникающее раздражение вызывает искушение либо ударить ребенка, либо все сделать за него: одеть, обуть, накормить и т.д. Легче и быстрее сделать самому, однако, тогда будет заблокирована самая главная потребность ребенка в этом возрасте - потребность в независимости, самостоятельности и признании своих возможностей и достижений со стороны родителей.

Каждый вновь приобретенный навык, пусть даже он кажется родителям несущественным, должен быть вознагражден - улыбкой, жестом, словами. Ну, а если у ребенка что-то не получилось, и он готов или заплакать, или отказаться завершить неудачно начатое, он нуждается в поощрении, в поддержке, в уверенности родителей, что у него обязательно получится.

Замечали ли Вы, как Ваш ребенок ведет себя на улице? Он убегает вперед, не обращая внимания на Ваши просьбы остановиться, при этом оборачивается и ищет глазами Вашего одобрения, поддержки (он как бы говорит Вам: "Посмотри, мама, какой я самостоятельный, как я умею бегать!").

Ребенку интересно все: и пробегающая мимо собака, и листья на деревьях, и лежащие на земле бумажки. Все эти предметы ребенку хочется не только рассмотреть, но и потрогать, погладить, понюхать. В ответ на это от родителей часто можно услышать: "нельзя", "укусит", "уколешься", тем самым они пытаются удержать малыша от тех действий, которые кажутся им опасными. В запретах родителей при этом, как правило, отражаются их собственные опасения и страхи, и они проецируют их на ребенка.

Мы уже немного затронули вопросы воспитания детей данного возраста. Может показаться, что ребенок еще слишком мал и говорить на эту тему рано. Однако специалисты давно заметили, что около 50% нашей личности закладывается в возрасте до 5 лет, и в первую очередь, эмоциональное реагирование, до 20% - от 5 до 10 лет, 15% - в подростковом возрасте и только 5% составляющей нашей личности развивается в период зрелости. Остановимся подробнее на таких составляющих воспитания, как требования, запреты, наказания и поощрения.

Прежде всего необходимо отметить, что поощрений должно быть в три раза больше, чем требований и запретов. Поощрять надо любое достижение ребенка, выполненную просьбу, попытки самостоятельно одеваться, пользование горшком и т.д. Поощрения относятся ко всей личности ребенка в целом, например: "ты молодец, умница".

Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть понятны, доступны, не чрезмерны, преподноситься в игровой форме. Например, убирать игрушки можно вместе с малышом, придумывая при этом какую-нибудь смешную историю или делая уборку наперегонки.

Запреты являются неотъемлемой частью воспитания и направлены на обеспечение безопасности ребенка. Часто родители замыкают запрет на негативной эмоции - чувстве страха: "не тронь", "укусит", "уколешься", часто это страхи самих родителей. Лучше, когда запреты формируются через позитивные эмоции к тому объекту, с которым запрещается то или иное действие. Например, через сочувствие можно запретить трогать бродячую собаку: "собачка торопится по своим делам, мы не будем ее отвлекать". Вряд ли двухлетнему малышу можно объяснить, почему опасно трогать электрические розетки, будет правильнее сделать их недоступными. Опасные предметы не должны попадать в зону внимания ребенка. Если невозможно избежать контакта с острыми предметами, например, с вилками и ножами, то родители должны манипулировать ими вместе с ребенком.

Многие родители используют наказания, как один из рычагов воспитания. Наказание должно быть направлено на поведение ребенка, а не на личность в целом. Прежде, чем наказать, надо найти в поведении то, за что можно похвалить. Не рекомендуется использовать несколько видов наказания за один проступок. Санкции не должны унижать достоинство ребенка, совершенно недопустимо физически наказывать ребенка.

Часто при общении с ребенком родители не учитывают одно обстоятельство - преобладание у них эмоций над логикой, разумом. Доводы рассудка не имеют решающего значения там, где властвуют чувства и "я хочу" значит гораздо больше, чем "я должен". Иногда родителям могут помочь детские воспоминания, опыт общения со своими мамами и папами. Воспитание ребенка - непрерывный и сложный процесс, о трудностях, возникающих на разных его этапах, мы будем говорить в последующих главах.

Назад Далее

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14