Ребенок на третьем и четвертом году жизни.

Итак, Ваш ребенок уже многое знает и умеет: он владеет фразовой речью, т.е. не только называет предметы, но и определяет их действия; дифференцирует форму, цвет; обладает некоторыми навыками самообслуживания; называет себя мальчиком или девочкой, определяя, это правда, по внешним признакам: одежде, прическе и др. От игры манипулятивной ребенок переходит к сюжетной и ролевой: укладывает спать куклу, кормит мишку. Для ребенка по-прежнему главный человек в жизни -это мама, которая все умеет, и, отождествляя свои умения с мамиными, малыш сердится, если у него что-то не получается.

В то же время, огромную роль в жизни ребенка играет отец: именно в общении с отцом малыш осваивает конструктивный праксис, т.е. взаимодействие с предметным миром. С другой стороны, ребенок начинает задумываться о том, какую роль играет папа в жизни мамы. Таким образом, ребенок оказывается в ситуации необходимости решать проблемы взаимоотношений в треугольнике: я, мама, папа.

Не будем забывать о том, что для ребенка в данном возрасте представления о временных промежутках, таких как годы, месяцы еще не сформированы, и он считает, что когда он будет взрослым, мама и папа будут такими же, как сейчас, когда он еще маленький. Поэтому, детские фантазии о том, что дочь, когда вырастет, сможет выйти замуж за папу, а сын женится на маме, основаны как раз на этих представлениях о времени.

В фантазиях мальчика присутствует двойственное отношение к отцу: с одной стороны, восхищение им, желание быть похожим на него, а с другой стороны - ревность и страх. Поэтому, в этом возрасте для мальчика так важна поддержка отцом его мужских качеств и умений, а со стороны матери - восхищение "мужскими" достоинствами сына.

Девочка в этом возрасте стремится всеми силами привлечь к себе внимание отца, максимально проявляя свою "женственность": надевает мамину одежду и украшения, пытается пользоваться ее косметикой, ревнует, когда папа уделяет внимание маме. Для ее полноценного психологического развития будет важно, если папа будет хвалить ее за "женское" поведение, подчеркивать ее "женскую" привлекательность, а мама - поощрять и поддерживать попытки девочки проявлять себя, как "маленькую женщину".

То, что у детей есть эти переживания (противоречивое отношение к родителю своего пола- любовь и страх, любовь и ревность; и желание нравиться родителю противоположного пола) можно заметить по особенностям поведения: на прогулках дети стараются занять место между родителями, иногда отталкивая родителя своего пола, стремление забраться в постель к родителям и занять место рядом с родителем противоположного пола и т.д. Переживания, связанные с полоролевой идентификацией, которую проживают дети в этом возрасте, достаточно глубоки, и могут отражаться в нарушениях сна, страхах, капризности, плаксивости.

Этот период - время формирования первичной самооценки, оценки себя, как носителя половой роли будущего мужчины и будущей женщины. Дети задают вопросы: откуда они появились, какова роль папы. При этом их отнюдь не интересуют анатомические и физиологические подробности, и ответы на эти вопросы должны быть правдивы и доступны возрасту. Если трехлетний ребенок спрашивает, откуда он взялся, не стоит придумывать сказку о капусте и аисте, лучше просто сказать, что его родила мама. Если спросит: "Как это происходило?", то можно кратко рассказать про матку, пуповину и процесс рождения, воспользовавшись специальной детской литературой или нарисовав на листе бумаги.

Страхи в этом возрасте, довольно часто встречаются, и связаны с формированием самопонимания, много фантазий, которые отражаются в творчестве. Если мальчик, проявляющий "мужское" поведение вместо поощрения встречает со стороны того или иного родителя непонимание, насмешку, замечания, то подобная реакция может усиливать тревожность, формировать чувство вины, и как защитная реакция могут формироваться стойкие страхи - фобии.

Тревога, страхи, чувство вины препятствуют формированию у ребенка адекватной самооценки, принятию себя в половой роли ("быть девочкой" - значит, получать много замечаний, иметь множество обязанностей, а значит, и женщиной быть тяжело, плохо; "быть мальчиком" -сдерживать проявление эмоций, уметь постоять за себя с помощью физической силы, будущий мужчина должен готовить себя к роли добытчика, следовательно, быть мужчиной очень трудно). Именно этим детям очень трудно общаться со сверстниками: они более скованны, "цепляются" за мать, беззащитны и обидчивы.

Не стоит забывать, что в первую очередь с родителей "рисует" малыш мужскую или женскую модель поведения, используя их жизненный опыт, воспринимает себя и окружающих. Мать, самостоятельно воспитывающая сына и не устроившая свою личную жизнь, может бессознательно подавлять в нем мужские черты, воспитывать в нем неприятие мужчин, не давая ему образца мужского поведения в лице родственников мужского пола, например, дяди, брата, дедушки и т.д.

Трехлетний возраст является началом активного включения ребенка в социум. Он начинает посещать детский сад и активно общаться со сверстниками. О психологической готовности к детским дошкольным учреждениям, о том, как облегчить адаптацию ребенка и о многом другом вы узнаете в следующей главе.

Назад Далее

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14