Адаптация ребенка к детскому дошкольному учреждению.

Итак, вы решили, что вашему ребенку пора начать посещать детский сад. С чего начать? Прежде всего, нужно ответить самим себе на следующие вопросы. С какой целью мы или я отправляем ребенка в детское учреждение? Насколько физически ребенок готов к детскому учреждению? Насколько он готов психологически?

Отвечая на первый вопрос, необходимо сформулировать для себя ответ на него:

1. Я отправляю ребенка в д/сад, чтобы освободить себе время для работы, учебы, карьеры и т.д.

2. Я отправляю ребенка в детское учреждение, чтобы он имел возможность общаться со сверстниками, но при этом время моего общения с ним будет оставаться значительным, я буду с ним много играть, развивать его.

3. Я отправляю ребенка в детский сад, чтобы им там занимались, его воспитывали, так как мне он докучает, пусть его воспитанием занимаются те, кто имеет специальное образование.

4. Все вышеперечисленное играет роль.

Независимо от того, какая причина превалирует, важно ответить на последующие два вопроса о готовности ребенка к детскому учреждению. Каково физическое развитие ребенка, соответствует ли оно его возрасту. Каково состояние его здоровья? Как он владеет навыками самообслуживания (умеет ли самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться горшком). Однако не менее важным является ответ на вопрос о психологической готовности ребенка к детскому учреждению. На этом мы остановимся немножко подробнее.

Вашему ребенку три-четыре года. Как мы уже отмечали в предыдущих главах, к этому возрасту у ребенка должна сформироваться устойчивая самооценка себя, как любимого мальчика или девочки, которого достаточно поощряют за достижения, а при необходимости наказывают или порицают, не затрагивая при этом его личность, а помогая осознавать, какие чувства, испытываемые ребенком в той или иной ситуации, препятствовали "правильному поведению". Ребенок умеет быть наедине с собой или с другими даже малознакомыми людьми, сохраняя при этом внутренний устойчивый образ защищающих, обеспечивающих безопасность родителей.

Этот образ помогает ребенку справляться с фрустрациями в тех ситуациях, в которых родители не присутствуют. Поэтому, прежде чем отправлять ребенка в детский сад, обратите внимание на то, может ли малыш один играть в своей комнате, остается ли дома с вашими родственниками, как реагирует на приход в дом незнакомых людей (прижимается к вам, плачет, отказывается от общения на протяжении всего времени, или идет на контакт спустя какое-то время, охотно разговаривает и т.д.).

Еще до помещения ребенка в детский сад, необходимо помочь сформировать позитивное отношение к воспитателям, к детям, к самому зданию, к территории, к режиму, занятиям, ко всему тому, что входит в понятие "детский сад". Часто родители, сами того не замечая, некоторыми своими высказываниями формируют у ребенка негативное отношение к детскому садику: "Вот подожди, пойдешь в детский сад, там тебя научат хорошо вести, будешь у меня слушаться", "Не будешь слушаться, отдам в детский сад" и т.д. В этих родительских словах содержится часто бессознательное негативное отношение самих родителей к детскому саду, как правило, заложенное еще в детстве.

Чтобы облегчить адаптацию ребенка к детскому учреждению можно дома играть в "детский сад", используя перемену ролей, предлагая малышу роли воспитателя, нянечки, медсестры, и проигрывая ситуации, которые, по вашим представлениям, могут возникнуть у него во время посещения сада.

Очень неплохо, если вы найдете возможность познакомить ребенка с детским садом заранее, покажете территорию, дадите пообщаться с детьми, воспитателями. Некоторые родители, отправляя детей в детский сад, знакомят их между собой.

Еще одним способом адаптации является устройство ребенка в детский сад на неполный день в течение нескольких недель: это позволяет ребенку постепенно адаптироваться к режиму учреждения. Ряду детей для облегчения адаптации необходимо брать с собой из дома любимые игрушки, мелкие вещи, напоминающие о семье и о доме.

Достаточно трудным для некоторых детей является освоение режима детского учреждения, поэтому, желательно, за несколько недель до поступления начать жить по расписанию детского сада, корректируя часы сна, прогулок и других занятий, кормить ребенка с учетом меню ДДУ.

Многие родители достаточно болезненно воспринимают какие-либо замечания со стороны воспитателей в адрес своего ребенка, агрессию других детей, новые "словечки", в том числе и бранные, которые может принести ребенок из детского сада. При этом их реакцией может быть либо ответная агрессия в адрес "обидчиков их чада", либо наказание ребенка. И та, и другая реакция связана с неосознаваемыми родителями страхами и тревогами, связанными с собственным детским опытом и родительской неуверенностью. Поэтому, рекомендуемой реакцией могло бы быть спокойное принятие ситуации без поиска "правых" и "виноватых", а с обсуждением тех чувств, которые испытывали все участники конфликта.

Если ваш ребенок "принес", как вам кажется, из детского учреждения бранные слова, попытайтесь их "не услышать", ребенок, не встретив вашей эмоциональной реакции, повторит их несколько раз и забудет, переключившись на что-то другое. Эти слова не несут для него того смысла, что для вас.

Продолжайте играть с ребенком дома в "детский сад" даже после поступления туда, проигрывайте все тревожащие его ситуации, и вскоре вы сами увидите, насколько улучшилась его адаптация.

Адаптация ребенка к детскому дошкольному учреждению
(продолжение)

Итак, Ваш ребенок уже посещает детский сад. Он постепенно привыкает к режиму (Вы его подготовили согласно нашим рекомендациям в предыдущей главе), знакомится со сверстниками, с которыми ему приходится строить отношения как конкуренции, так и сотрудничества, формирование которых и является основной потребностью детей в возрасте 4-6 лет.

Детский коллектив обычно смешанный, там есть и девочки, и мальчики, и поэтому ребенок расширяет свои представления о половых различиях - это естественный возрастной интерес. Между детьми происходят как совместные игры, так и конкуренция, ссоры, драки. При этом дети могут приходить к родителям и жаловаться им на сверстников. Это естественное желание ребенка искать защиты у сильного родителя, однако, для формирования устойчивой самооценки желательно чтобы малыш сам пытался выстраивать отношения, находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях. Задача же родителей - помочь ребенку соприкоснуться с тем, какие чувства он испытывал в ситуации конфликта, и какие существуют способы его разрешения.

Важно, чтобы малыш учился осознавать и описывать словами, какие чувства (обида, раздражение, гнев) он испытывает в ответ на те или иные слова или поступки людей (как детей, так и взрослых). При этом необходимо помочь ребенку разобраться и в том, какие переживания испытывали другие участники конфликта, почему они сказали те или иные слова, в ответ на которые малыш почувствовал злость или обиду. То есть, по сути дела, это означает - помочь ребенку встать на место другого человека. Далее, можно вместе с ребенком поискать альтернативы его поведения для разрешения конфликта.

Таким образом, постепенно, из очень мелких, незначительных, на взгляд взрослого, но чрезвычайно важных для малыша поступков, будет формироваться ответственное поведение - умение в любой ситуации разобраться в мотивах не только своего поведения, но и поведения партнера. Именно таким образом ребенок сумеет и в будущем, в трудных ситуациях, найти такой выход, который будет наиболее безопасным как для него, так и для других (так формируется умение защитить себя). Принятие ребенком своих собственных, так называемых отрицательных эмоций - обиды, раздражения, гнева - и осознание и принятие аналогичных эмоций других людей позволит ему строить отношения на основе сотрудничества, а не только конфронтации, стать терпеливым и понимающим человеком.

Возраст ребенка, посещающего детский сад, это время так называемых ролевых игр, в процессе которых ребенок имеет возможность примерить на себя различные социальные роли, при исполнении которых может испытать как радость победы, так и горечь поражения. Такие ролевые игры являются одной из основных форм тренировки ребенком себя для перенесения опыта побед и поражений в свою жизнь без ущерба для самооценки. Взрослым же, находящимся рядом с ребенком, необходимо разделять их радость побед, какими малыми они не казались бы, поскольку для малыша победа имеет гораздо большее значение, чем для взрослого. Точно также, при поражении ребенку нужна поддержка, так как, то, что кажется взрослому "ерундой", для ребенка имеет совсем другой масштаб.

Родители детей детсадовского возраста стремятся как можно более рано приобщить ребенка к так называемым обучающим занятиям, основное назначение которых развивать интеллектуальную сферу ребенка. В этом стремлении нет ничего дурного, так как дети в этом возрасте действительно обладают большими способностями к обучению, однако необходимо помнить, что именно ролевые игры формируют эмоционально-волевую сферу ребенка, являющуюся стержнем личности, наряду с интеллектом.

Очень часто родители предъявляют жалобы на то, что ребенок, начав посещать детское учреждение, стал болеть простудными заболеваниями. В ряде случаев причиной этого является ослабленное физическое здоровье. Но, с другой стороны, те дети, которые оказались неподготовленными психологически к построению отношений со сверстниками и другими взрослыми, то есть, не решили проблем с мамой и папой (о важности решения проблем в треугольнике мы говорили раньше), в ответ на дискомфорт, испытываемый при посещении сада, могут отреагировать частыми соматическими заболеваниями, в том числе и простудными.

В каждом конкретном случае необходим индивидуальный анализ того, что происходит с ребенком, почему он стал часто болеть, образно говоря, чему своими болезнями он пытается сказать "нет".

Если Ваш ребенок посещает детский сад, в котором обучающие занятия превалируют над ролевыми играми (под ролевыми играми имеются в виду те игры, в которых ребенок имеет возможность сравнивать себя с другими, быть как победителем, так и побежденным), то дефицит этих игр может быть восполнен во дворе или дома со сверстниками.

Отдельного описания заслуживает половое развитие детей в детском саду. Для этого возраста характерен повышенный интерес к своему телу и к строению тела сверстников, особенно противоположного пола, к физиологическим отправлениям, к проблемам рождения детей. Дети активно играют в дочки-матери, в доктора, с интересом рассматривают и сравнивают содержимое горшков в туалете, подсматривают друг за другом при отправлении физиологических нужд. Они могут обсуждать между собой взаимоотношения полов, чувства друг к другу, имитируя поведение взрослых (целуются между собой, ухаживают, предлагают жениться и т.д.). Все описанные явления - это естественное прохождение фаз полового созревания.

Когда дети задают родителям "неудобные" вопросы, ребенком руководит естественный интерес к себе и к другим людям, а не существуюшая лишь в воображении родителей "сексуальная расторможенность ребенка".

Далее мы продолжим рассмотрение темы адаптации малыша к детскому дошкольному учреждению и поговорим о других, интересующих родителей вопросах.

Адаптация ребенка к детскому дошкольному учреждению
(окончание)

Ребенок задает вопросы о взаимоотношениях полов с тем же интересом, с каким он спрашивает о других явлениях жизни, и лишь необычная реакция родителей придает этим вопросам особую значимость, какую они для самого ребенка не имеют. Для ребенка именно реакция родителей выявит какой-то особый смысл этой темы и сформирует, скорее всего, чувство вины ("Я задал маме вопрос, а она почему-то рассердилась, наверное, я спросил что-то запретное, нехорошее, я огорчил маму, значит, я плохой. Если я плохой, мама не будет любить меня. Я больше не буду огорчать маму и не стану задавать ей вопросы"). И ребенок перестает задавать вопросы, он находит ответы на них либо у сверстников, либо заполняет фантазиями. Так между ребенком и родителем появляется пока еще тонкая стена недоверия.

Продолжая тему полового развития детей в этом возрасте, необходимо сказать о таком частом феномене, как "подсматривание" - дети подсматривают друг за другом при физиологических отправлениях, переодеваниях, за родителями - как во время переодеваний, так и за возможными их интимными отношениями. Важно помнить, что для ребенка это способ лучше узнать себя, свое тело, возможность представить свое "будущее взрослое тело", и ему нужно дать достоверную, доступную информацию о том, что его интересует. Ответы на самые распространенные вопросы ребенка могут быть, например, такими:

"Откуда я взялся?" - "Ты вырос в теле мамы из специальной клеточки, и когда ты стал достаточно большим, то родился из специальной дырочки".

" А зачем же нужен папа? Ты говоришь, что я похож на папу, а рожала меня ты. Почему же я похож на папу?" - "Мама с папой любят друг друга, и чтобы ты родился на свет, папа тоже дал свою клеточку".

"А как же клеточка от папы попала к маме?" - "Мы с папой любим друг друга, мы спим вместе, и поэтому клеточка от папы может перейти к маме".

Главный акцент в ответах делается на чувствах, что и является самым важным для ребенка, его не волнуют технические детали.

Одним из результатов исследования своего тела может явиться мастурбация или онанизм, которая в глазах большинства обывателей считается большим грехом и проявлением "сексуальной распущенности".

Мастурбация для ребенка - сначала случайная находка при исследовании тела, в дальнейшем может стать способом снятия эмоционального напряжения, которое является естественным спутником личностного развития ребенка.

Эмоциональное напряжение - результат блокировки какой-то потребности ребенка, например, во внимании, в поощрении, в ласке, в победе, то есть в поддержании устойчивой самооценки. Если в жизни ребенка не хватает вышеперечисленного, сохраняется эмоциональное напряжение, одним из способов снятия которого становится мастурбация, из случайной находки превращаясь в желаемый акт. Отрицательная же реакция взрослых на мастурбацию ребенка формирует у последнего чувство вины, которое, в свою очередь, усиливает эмоциональное напряжение, чувство неполноценности, т.е. низкую самооценку, что, в свою очередь, еще больше повышает уровень эмоционального напряжения, а значит, приводит к учащению мастурбационных актов. Так формируется порочный круг.

Как помочь ребенку в такой непростой для него ситуации?

Первое: важно справиться со своей реакцией на его поведение, разобраться со своими чувствами, связанными с мастурбацией (какие есть собственные переживания, что самого страшного, как для родителя в этом, какие есть фантазии о возможных последствиях и т.д.).

Второе: необходимо разобраться, что вызывает у ребенка эмоциональное напряжение, в чем он в настоящий момент нуждается больше всего и компенсировать эту нужду.

Каждому родителю необходимо знать, что в закреплении мастурбации, как фактора снятия напряжения, огромную роль играет реакция родителя на этот факт. Как правило, для родителей мастурбация ребенка связывается с тем, что они (родители) недостаточно хорошие, (т.е. формируется чувство вины), "воспитали распущенного ребенка", из-за чего теперь испытывают стыд. Переживания чувства вины и стыда вызывает у родителей эмоциональное напряжение, которое разряжается через раздражение на ребенка. У ряда родителей могут оживать собственные детские переживания по поводу мастурбации.

Кроме того, во многих семьях существуют фантазии, связанные с последствиями детской мастурбации, например, что сексуальная неполноценность в будущем или возможные психические нарушения появляются, если имела место мастурбация. На самом деле сексуальная неполноценность или психические нарушения, появляющиеся во взрослом состоянии у того, кто мастурбировал в детстве, являются следствием не мастурбации, а нерешенных, эмоциональных проблем, которые в детстве снимались мастурбацией.

Таким образом, профилактикой мастурбации может быть любовь к ребенку и понимание его потребностей, помощь ему в описании тех чувств, которые он испытывает. Принятие родителями любых эмоциональных состояний ребенка, их поддержка в поиске различных выражений чувств, которые ему свойственны, помогут малышу и в будущем находить конструктивные пути решения проблем.

Назад Далее

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14