Детская агрессивность и некоторые другие проблемы ребенка, посещающего детский сад.

Довольно часто от родителей детей, посещающих детские учреждения, приходится слышать жалобы на агрессивное поведение их ребенка, а также других детей. В связи с этим мы считаем необходимым подробнее рассказать о том, что же такое агрессивность.

Агрессивность - это неотъемлемое свойство всего живого, которое помогает обеспечить собственную безопасность и в тоже время определяет активность того, кому она принадлежит. Именно благодаря агрессивности ребенок имеет возможность сообщить о своем дискомфорте (например, голоде) криком, в процессе жизни он приобретает различные формы ее выражения.

В нашей обыденной жизни понятие "агрессивности" смешивается с понятием "агрессия" - нанесение тех или иных повреждений предметам или людям. Обычно это бывает в тех случаях, когда у человека возникает какое-либо отрицательное чувство (раздражение, гнев, злость) в связи с препятствием на пути реализации потребности в чем-то. Именно выражение этого негативного чувства, часто неосознаваемого, особенно у ребенка, может выражаться в виде агрессии: словесной либо агрессии действием, т.е. агрессивным поведением. Агрессия может быть прямой, т.е. направленной на тот объект, который оказался препятствием на пути реализации, либо косвенной, т.е. направленной на других, как правило более слабых, либо на предметы.

Чувства, приводящие к агрессивным словам или действиям, хорошо знакомы всем людям: это естественные чувства, возникающие и у детей раннего возраста. В процессе воспитания родителям очень важно помочь ребенку в понимании того, какие чувства он испытывает, и какие формы их выражения приняты между людьми.

В нашей культуре при воспитании детей заложено табу на выражение ребенком негативных чувств по отношению к взрослому. Если маленький ребенок замахивается, например, игрушкой на кого-либо из взрослых или кусает его, или произносит слова типа: "ты плохая", "ты плохой", т.е. пытается агрессивным поведением выразить свое отрицательное отношение к объекту, он получает в ответ отрицательную оценку своих действий, запрет на подобное поведение или наказание.

Особенно часто подобную реакцию на поведение детей дают прародители (бабушки и дедушки): "как ты смеешь бить бабушку", "ты плохой, невоспитанный ребенок". По сути дела, в этой ситуации взрослые словесно повторяют то поведение ребенка, которое в то же время пытаются запретить. Это ситуация, требующая от воспитателя детского сада (матери, отца) внимательного и терпеливого отношения.

Важно помочь ребенку разобраться, какое чувство было им испытано, из-за чего и какими другими способами его можно было выразить. Между детьми, посещающими детский сад, естественно, очень часто возникают ситуации, когда тот или иной ребенок испытывает негативные чувства и выражает их посредством агрессивного поведения. Здесь важна позиция как воспитателей, так и родителей.

Дети 3-х - 6-ти лет еще не обладают достаточным запасом словесных выражений своих чувств и отношений друг к другу, поэтому гораздо чаще они выражают их через действия: удары, толчки, покусывания. В этом возрасте для детей очень важным является понятие "мое", и поэтому действительное или кажущееся посягательство на то, что ребенок считает своим (игрушки, одежда, книги) может вызвать непосредственно агрессивное действие по отношению к "обидчику". Взрослым в подобной ситуации необходимо удержаться от обвинительных слов в адрес ребенка-"агрессора". Родителю "обиженного" ребенка, несмотря на испытываемые им чувства обиды, гнева, важно попытаться занять нейтральную позицию и, либо не вмешиваться, позволив детям самим погасить конфликт, либо обсудить создавшееся положение со своим собственным ребенком, а именно, его чувства и возможные альтернативные действия в данной ситуации.

Необходимо удержать себя от нападения на "чужого" ребенка. Аналогично вышесказанному, этот конфликт можно обсудить и с противной стороной. Только справляясь с многообразием своих чувств и по минимуму прибегая к помощи взрослых, ребенок сможет конструктивно выстраивать отношения по горизонтали (т.е. со сверстниками).

В детском саду труднее всего тому ребенку, у которого дома есть запрет на выражение негативных эмоций: "это - неприлично, некрасиво", "хорошие мальчики/девочки так себя не ведут" и т.д. Если малыш может адресно выразить свою агрессию, то часто при этом отпадает необходимость в действии.

Уменьшению неконструктивных способов выражения агрессии помогают ролевые игры, используемые в детском саду. В этих играх (так называемых дворовых) у ребенка есть возможность побыть в роли как победителя, так и побежденного.

Есть еще один фактор, который может оказать влияние на адаптацию ребенка в детском саду. В детское учреждение малыш приносит ту картину мира, те ценности, которые сложились в его семье. И, рассказывая о ней, он, таким образом, повышает свою собственную самооценку. В этой ситуации бывает трудно детям из неполных семей и семей, где социальный и материальный статус оказался ниже, чем у сверстников. Данная проблема будет актуальна и в школьном возрасте, и особенно в подростковом, о чем мы поговорим позднее.

Возраст трех-шести лет - это бурное развитие речи, интеллекта, малыш в это время наиболее восприимчив ко всему новому. Важно не перегрузить ребенка различными занятиями, а попытаться понять, какого вида нагрузки подойдут именно ему.

Поскольку следующий очень важный шаг, который предстоит сделать ребенку и родителям - выбор школы и программы обучения, - вызывает много вопросов, на освещении этой темы мы остановимся подробнее. Сейчас отметим только, что около 80% наших детей именно в школьные годы приобретают различные хронические заболевания (желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, сердечно-сосудистой, опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства), и во многом это обусловлено неадекватными нагрузками, переносимыми ребенком.

Назад Далее

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14