Подготовка ребенка к поступлению в школу.

Итак, время пребывания малыша в детском саду закончилось, и ребенок собирается поступать в школу. В это время перед родителями возникает много вопросов: какую школу выбрать, готов ли мой ребенок к школе, как он будет справляться с учебой, сумеет ли найти общий язык с одноклассниками и учителями?

Одной из проблем детей младшего школьного возраста является формирование взаимоотношений с новым взрослым - педагогом, оценивающим ребенка в сравнении с другими детьми. Как правило, в школе дети дружат, строят отношения с теми детьми, которые положительно оцениваются учителем. Наиболее сложно проходит адаптация к школе детей, у которых в предыдущие возрастные периоды не произошло полного освоения навыков, умений, отношений, соответствующих тому или иному возрасту.

Как правило, родители, в первую очередь, обращают внимание на интеллектуальное развитие ребенка перед поступлением в школу. Они переживают, если ребенок не умеет в достаточном объеме читать, писать, считать, и в меньшей мере их тревожит его внутренняя жизнь, его переживания, умение строить отношения с ровесниками.

Тихому, боязливому, не умеющему себя защитить, хотя и умному ребенку, успешно усваивающему программу, может быть гораздо труднее, чем ребенку активному, шумному, умеющему за себя постоять. Но, с другой стороны, именно тихие и послушные дети - идеал педагогов младших классов, да и не только их. Шумные и подвижные дети часто получают много замечаний и вызывают раздражение учителей.

Ребенок сначала идет в школу с интересом, ему нравится учиться, но достаточно быстро этот интерес пропадает. Часто это происходит именно у тех детей, которые получают много замечаний, связанных не столько с усвоением программы, сколько с особенностями поведения.

Детям младшего школьного возраста, да, собственно, и старшим детям, для наилучшей адаптации в школе необходим ряд условий:

1). Ребенок должен получать поощрений в два раза больше, чем замечаний негативного характера.

2). Для наилучшего усвоения материала, который в основном дается ученикам через слуховой анализатор, необходимо как можно больше подкреплять зрительным и осязательным материалом по теме обучения.

3). Необходимо учитывать особенности памяти детей: долговременная память у них только-только начинает формироваться, поэтому один и тот же материал требует неоднократного подкрепления.

4). Вряд ли есть смысл сравнивать детей между собой. Гораздо важнее и более продуктивно, если успехи ребенка рассматриваются по отношению к нему самому: "сегодня ты сделал это лучше, чем вчера и в этом твоя заслуга".

Ребенок младшего школьного возраста нуждается в поощряющем контроле, а не в назидательных нотациях. Поощрительный контроль - это такой контроль, при котором обращается внимание на чувства ребенка, связанные со школьными занятиями, обсуждаются способы, как справится с той или другой вызывающей трудности ситуацией. Данный вид контроля касается не только успеваемости, но и отношений с одноклассниками, учителями, взрослыми.

Ребенок, для которого посещение школы вызывает большое напряжение, на психологические сложности адаптации может отвечать самым различным образом:

1). Именно в этом возрасте появляются так называемые школьные неврозы, возникают или усиливаются страхи, энурез, заикание, т.е. те симптомы, которые имели место в более раннем возрасте, но или исчезли в свое время, или были слабо выражены.

2). Частые простудные или обострение хронических соматических заболеваний.

Когда ребенок и родители готовятся к школе, важно правильно выбрать программу обучения, которая будет по силам ребенку. Она должна соответствовать не только его интеллектуальным возможностям, но и эмоциональным и физическим, т.к. уровень нагрузки напрямую зависит от программы обучения. Очень часто родители стараются отдать ребенка в школу с программой повышенной сложности, в престижную гимназию, не учитывая его индивидуальных особенностей. И самой большой травмой в такой ситуации бывает необходимость перевода ребенка в школу с более легкой программой.

Учитель в школе не всегда имеет возможность индивидуализировать обучение, т.е. приспособить его к особенностям ученика. Базовая программа рассчитана на "среднего" ученика. Поэтому именно родителям, как любящим и хорошо знающим своего ребенка, приходится устанавливать благоприятный для него режим занятий и отдыха, помогать в приготовлении уроков, используя игровые компоненты обучения, возможно, мало применяемые в школе.

Большой проблемой младших школьников на сегодняшний день является так называемый дефицит внимания. У детей этого возраста и в норме внимание отличается неустойчивостью, ну, а если у него есть дополнительные ослабляющие факторы (частые соматические заболевания, например, аденоидиты, психологические проблемы в общении, различные невротические расстройства, страхи), то одним из первых признаков нарушения адаптации к школе является возникновение дефицита внимания. При этом, помимо выявления и устранения основной причины, родители могут сами помочь ребенку улучшить как внимание, так и связанную с ним функцию памяти. Существует много специальной литературы на эту тему, а кроме того, родители могут предложить ребенку простые игры: на прогулке запомнить количество машин, домов за единицу времени; дома - в течение 10-15 20 секунд запоминать и называть по памяти какое-то количество предметов и т.д. В эти игры могут быть включены те задания, которые необходимо выполнять по учебной программе. И, все-таки, самым главным фактором, поддерживающим интерес ребенка к обучению, будет доброжелательное и терпеливое отношение любящих родителей.

Назад Далее

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14