Предподростковый возраст.

К предподростковому возрасту относят возрастной период между 10 и 12-13 годами. Именно в это время многие родители замечают “всплеск” моторной активности у своих детей. Ребята с удовольствием учатся, занимаются в различных секциях и кружках. Игры в это время носят очень активный, но однополый характер. Появляется интерес к сексуальным темам, но открыто расспрашивать родителей ребенок стесняется. Удовлетворить свое любопытство удается через фотографии в журналах, телевизионные передачи, разговоры со сверстниками, но все это пока не очень активно.

Девочки, по сравнению с мальчиками, более раскованны, открыты, готовы принимать ухаживания и различные знаки внимания со стороны противоположного пола.

Предподростковый период-время относительного “затишья” перед “бурей” подростковости. Ребенок постепенно становится все более трудным в поведении, грубит и огрызается без видимых на то причин, решение простых житейских ситуаций требует от родителей все больше терпения и такта. Некоторые девочки превращаются в “сорванцов”-это связано с осознаванием своей принадлежности к женскому полу и протесту против этого. Немыслимые по маминым представлениям и не такие как у других девочек одежды, прически и экспериментирование с цветом волос, прогулы и срывы уроков, подчеркнутая небрежность во внешнем виде, полное игнорирование требований взрослых, грубость, курение и алкоголь-все это может появиться уже сейчас, к ужасу и недоумению родителей, думающих, что у них еще есть в запасе один-два спокойных года. При этом необходимо отметить, что свойственных подростковому возрасту резких скачков в росте и половом развитии пока нет, есть изменение поведения. Такая девочка начинает конфликтовать с матерью, ее отношения носят двойственный характер (“и люблю, и многое раздражает, не нравится”).

Девочки в этом возрасте проявляют интерес ко всему, связанному с менструациями и продолжением рода, много фантазируют по поводу того, что это.

Мальчики начинают интересоваться своим телом, строением половых органов, много фантазируют о связи между размерами гениталий и мужественностью, силой. Проявляют любопытство по поводу женской способности к родам, фантазии об изменениях, происходящих с девочками (появление менструаций, увеличение груди, изменение пропорций тела). Часто в этом возрасте мальчики заводят домашних животных-фантазируют, что они их родители. Если появляется рвота, прибавка веса тела-фантазии о наступлении беременности. Надо сказать, что фантазии- важный элемент психического развития ребенка, богатства его внутреннего мира. Они отражают страхи, переживания, мечты и опасения ребенка и для наблюдательного родителя служат индикатором психологического состояния их сына или дочери. Консультант-психолог, психотерапевт всегда придут на помощь, если родителей что-то беспокоит в поведении своего ребенка, кажется им необычным, странным, непонятным или несвойственным данному возрасту. Многие родители наверняка сохранили воспоминания о себе в этом возрасте, поэтому происходящее с ребенком не испугает их. Очень важно, чтобы родители нашли время и объяснили своему сыну/дочери, что означают те или иные перемены в его теле, выслушали, пожалели или посочувствовали ему. Сохранение доверительных отношений, понимание, терпение со стороны родителей, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье помогут успешно преодолеть подростковый кризис. Нужно быть готовым к тому, что многое придется неоднократно повторять, так как 10-12-летние дети еще не способны в полной мере интегрировать (т.е. усваивать) в свою психику весь объем получаемых знаний. Все, что не было понято, или о чем они постеснялись спросить, будет замещено фантазиями.

Переживания, тревоги и фантазии предподросткового, а затем и подросткового возраста требуют большого количества энергии. Современные школьные программы, начиная с седьмого класса, т.е. с 12 лет, предусматривают введение большого количества новых предметов (физика, химия, алгебра, геометрия), а следовательно, и значительных энергетических затрат для усвоения получаемых знаний. Кроме того, есть еще школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, различные формы дополнительного обучения и т.д. Поэтому некоторые дети начинают испытывать трудности в учебе, учителя и родители жалуются на утрату интереса к обучению и снижение внимания. С другой стороны, как мы уже отмечали, для многих этот период проходит незаметно, никак не отражаясь на школьной успеваемости и поведении.

Дети требуют более внимательного и терпеливого к себе отношения, ждут понимания и поддержки со стороны взрослых. Они еще только подходят к порогу взросления, впереди у них непростое время, поэтому родителям всеми силами нужно стремиться сохранить доверительные отношения со своим ребенком. Это облегчит прохождение подросткового возраста, как самому ребенку, так и всей семье в целом.

О собственно подростковом возрасте, его особенностях, фазах, течении у мальчиков и девочек мы расскажем в дальнейшем.

Назад Далее

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14