Занятия по развитию интеллектуальных способностей у младших школьников

Кандидат психологических наук А.Е. Ловягина

К нам часто обращаются родители по поводу трудностей в усвоении ребенком программы в начальной школе. При этом, обычно предъявляют такие жалобы:

- младшеклассник плохо учится, не успевает по основным предметам, не понимает объяснений учителя и родителей, когда те пытаются помочь выполнить домашнее задание;

- не справляется с программой по какому-то одному предмету (по математике, по русскому языку и др.);

- постоянно отвлекается на уроках, часто забывает что-то важное, несобран, неорганизован, не может делать уроки самостоятельно.

Причиной этих проблем нередко является недостаточный для возрастной нормы уровень развития абстрактно-логического мышления, памяти и внимания.

Для целенаправленного развития этих функций у младших школьников в нашем центре проводятся занятия по специально организованным программам.

На занятия детей записываем либо по просьбе родителей, которые обратились в центр почувствовав нелады с учебой, либо по рекомендации наших психологов, которые проводят обследования в школах Невского района. В результате этих обследований психологи нашего центра выявляют детей у которых уже есть или возможны в будущем проблемы с учебой и советуют их родителям обратиться к нам.

Перед началом занятий с каждым ребенком мы проводим углубленное психологическое обследование, в процессе которого выявляем уровень развития его интеллектуальных функций и особенности эмоционально-волевой сферы.

После этого в индивидуальном порядке подбираем задания и составляем план занятий. ( Например, если у школьника сложности с математикой, то основной упор делаем на развитие: умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать, строить умозаключения и делать выводы, умений обобщать, анализировать, классифицировать. Если выясняется, что неуспеваемость прежде всего связана с рассеянностью, забывчивостью, когда ребенок "слушает, но не слышит и смотрит, но не видит", то в этих случаях мы даем больше заданий и игр для развития памяти и внимания.

Также, необходимо отметить, что у нас в центре для учащихся начальной школы проводятся специальные групповые занятия для развития памяти.

При проведении коррекционно-развивающих занятий для детей мы постоянно работаем с родителями. Родителям даются разъяснения и рекомендации: как объяснять задачи, как лучше учить стихи, какие требования стоит предъявлять к учебе, а какие в данный момент неоправданны и др.

После окончания курса занятий (обычно это 10 занятий) школьник конечно не становится круглым отличником, но часть проблем со школьной неуспеваемостью решить удается. Родители сообщают, что ребенок стал лучше справляться с домашними заданиями, что учительница отметила, что школьник стал давать более четкие ответы и связно излагать свои мысли. Большой радостью для детей и родителей являются первые "четверки" и "пятерки", полученные за контрольные работы.

В процессе занятий, также, удается повысить уверенность ребенка в своих силах и сформировать активное положительное отношение к учебе.

Это очень важно. Так как неуспевающий младшеклассник часто чувствует себя изгоем в школьном коллективе, ему постоянно говорят, что он хуже всех, без конца ругают и дома и в школе. У детей это вызывает разные реакции - одни замыкаются в себе, становятся вялыми, пассивными, боятся отвечать даже, если знают, другие, наоборот, становятся раздражительными, агрессивными, драчливыми. Понятно, что ни к чему хорошему в будущем это не приведет. Ведь не найдя себе достойного места в классе, не реализовав себя в учебной деятельности (что очень значимо для младшеклассника) в дальнейшем такой школьник будет стремиться проявить себя не в учебе, а в чем-то другом. Он может связаться с асоциальными подростками, дурными компаниями и т.п.

Проводимые нами занятия помогают ребенку почувствовать, что он тоже может справиться с трудными упражнениями, может не хуже других решать сложные задачи. Школьнику становится легче понимать новый материал на уроках, он начинает быстрее и легче выполнять домашние задания. Все это способствует снижению нервно-психической напряженности, улучшению настроения и расширению круга познавательных интересов.

Таким образом, в процессе занятий по развитию интеллектуальных способностей происходит оптимизация развития психических функций и осуществляется профилактика и коррекция социально-эмоциональных проблем школьника.

Назад

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14