Групповая игротерапия. Методы и возможности.

Психотерапевт М.Ю. Лыхмус

В существующей системе образования в нашей стране основным направлением является развитие у ребенка абстрактно-логического мышления, эрудиции, в результате чего возникает перегрузка тех отделов мозга, которые отвечают за накопление и переработку информации. Но в развитии ребенка важно не только загрузить его определенной "базой данных", но и развить его эмоциональность, выработать адекватную самооценку, создать предпосылки к формированию образа реального "Я". Ведь только эмоционально принятый близкими людьми ребенок, адекватно оценивающий свои навыки и умения, эмоционально принявший свои возможности в системе межличностных отношений сможет максимально реализовать полученные знания.

Расширение практических методов психологической помощи детям необходимо, т.к. в последние годы отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков, у большинства рождающихся детей регистрируются органические нарушения центральной нервной системы. Кроме того, надо отметить низкий уровень психологической грамотности населения, о чем говорят многочисленные исследования (И. И. Мамайчук, 1998/93 г.г., Г.К. Ермакова, 1990, Н.Г. Веселов, 1992 г.).

В нашем ПМС-центре Невского района проводится групповая игротерапия для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

Следует отметить, что игровая психотерапия детей имеет свои особенности, т.к. необходимо учитывать зависимое положение ребенка от значимых взрослых.

Нарушение отношений в семье, негармоничное семейное воспитание, наличие жестко фиксированных патологизирующих ролей искажают личностное развитие ребенка, ведет к инфантилизации, возврату к регрессивным формам реагирования, фиксации на протестных эмоциональных поведенческих реакциях.

Т.о. коррекция сложившихся в семье неврогенных отношений и стилей воспитания, психологическая помощь родителям являются неотъемлемой частью психотерапевтической работы с детьми.

Формирование группы осуществляется в два этапа.

На ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ проводится первичное консультирование, где выясняются жалобы, формулируется запрос, собирается анамнез, исследуются индивидуально-психологические особенности ребенка, проводится анализ семейных отношений. Затем оценивается возможность участия ребенка в группе. При необходимости игротерапии могут предшествовать индивидуальная или семейная психокоррекция.

На ОРГАНИЗАЦИОННОМ ЭТАПЕ проводится беседа с родителями, ознакомление их с возможностями групповой игротерапии, ожидаемыми результатами. Необходимо информировать родителей о возможной динамике поведения ребенка, разъяснить позитивность этих изменений. Оговариваются правила работы группы (продолжительность, время, место, пропуски), заключается договор о совместной работе.

ЦЕЛЬЮ групповой игротерапии является профилактика и восстановление психического единства личности путем нормализации ее межличностных отношений.

Групповая игротерапия призвана помочь ребенку:

- Развить более позитивную "Я" концепцию.
- Стать более ответственным в своих действиях и поступках.
- Стать более самоуправляемым.
- В большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля.
- Выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений.
- Развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себя. (Landreth, 1994).

Игротерапия в группе оказывается эффективной при решении самых разнообразных детских проблем:

- снижение тревожности и улучшение эмоционального состояния, нарушенного различными неблагоприятными и стрессовыми ситуациями (расставание с близкими, развод родителей, эмоциональная депривация и т.д.),
- снижение агрессивности,
- лечение невротических расстройств (фобии, в т.ч. школьные, энурез, навязчивые состояния, заикание, элективный мутизм),
- улучшение успеваемости детей с трудностями в учебе,
- улучшение состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, язвенный колит, нейродермит, дискинезия желчевыводящих путей).

Численность детей в группе по Захарову

4-5 лет- 4 чел.
5-11 лет- 6 чел.
11-14 лет- 8 чел.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ГРУППЫ 2,5-3 месяца.

ЧАСТОТА ВСТРЕЧ - 1 раз в неделю по 2 академических часа.

Представляется целесообразным привести здесь механизмы лечебного воздействия группы (ЛЕЧЕБНЫЕ ФАКТОРЫ).

1. КОРРЕГИРУЮЩЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ.
Принятие ребенка психотерапевтом и другими детьми, признание его ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира.

2. КОНФРОНТАЦИЯ.
Это столкновение с самим собой, со своими проблемами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами.

3. НАУЧЕНИЕ.
Осуществляется как прямо, так и косвенно. Групповая ситуация это ситуация многопланового, реального эмоционального межличностного взаимодействия. Дети учатся самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью. Ощущая уважение психотерапевта при отсутствии оценок и постоянном эмоциональном принятии, дети научаются уважать себя и других. Так как детям позволяется самим рассчитывать свои действия, предлагать собственное решение проблем, реализуются и развиваются их собственные внутренние ресурсы, дети получают возможность делать выбор и отвечать за него.

3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТРЕАГИРОВАНИЕ
Снятие запретов на возможность эмоционального реагирования, на осознание неопасности различных эмоций и перцептивных реакций.
Детская психотерапевтическая группа, как и любая другая группа людей, подчиняется законам групповой динамики, т.е. проходит определенные этапы развития.

1. ЭТАП ЗНАКОМСТВА И ОРИЕНТИРОВКИ (1-2 занятия).
Дети испытывают страх и тревогу перед неизвестным, максимальна степень зависимости от психотерапевта. Абсолютно необходимы эмоциональное принятие, одобрение и поддержка.
Этому способствуют установление позитивно-эмоционального контакта с ребенком, знакомство с участниками группы, совместная выработка правил занятий.

2. ЭТАП НАРАСТАЮЩЕГО НАПРЯЖЕНИЯ (2-3 занятия).
К концу первого этапа количество страхов и тревог уменьшается. Ребенок, чувствуя себя в безопасности, стремится проявить собственную индивидуальность, отстаивает свои права, самоутверждается. В этот период дети провоцируют агрессивное поведение с целью определения отношения к себе со стороны значимых лиц. Напряжение в группе возрастает, т.к. социальные роли еще не распределены.
На этом этапе происходит актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций, отражение негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия.

3. ЭТАП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГРУППОВЫХ РОЛЕЙ. ПРОДУКТИВНО РАБОТАЮЩАЯ ГРУППА.
Показателем объединения детей в группу является их совместная деятельность без стимуляции со стороны психотерапевта.
При этом основными задачами являются: развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, коррекция самооценки, расширение сферы осознавания чувств и переживаний и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения, как со сверстниками, так и со взрослым а также формирование способности к произвольной регуляции поведения и деятельности.

4. ОБОБЩАЮЩЕ-ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ ЭТАП (1-2 занятия).
Здесь происходит обобщение сформированных на предыдущем этапе адекватных способов коммуникации, перенос нового позитивного опыта в реальную жизнь и отсоединение ребенка от группы.

На соответствующих этапах работы группы применяются следующие средства коррекции:

- Эмпатическое активное слушание, игры направленные на развитие эмпатии, лучшее осознание себя.
- Игры, облегчающие знакомство.
- Игры, формирующие ощущение принадлежности к группе.
- Подвижные шумные игры, направленные на предоставление возможности безопасного выхода напряженности и агрессии, переключение агрессии на психотерапевта.
- Арттерапия (рисование, сочинение историй).

Направленные сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации.

- Игровые и неигровые приемы, обеспечивающие выполнение правил и ограничений поведения детей в группе.

Ведущим фактором в этиологии нервно-психических расстройств, является семейный, поэтому представленная групповая игротерапия в сочетании с коррекцией семейных отношений приносит выраженный терапевтический эффект.

Как самостоятельный подход игротерапия может применяться с целью психопрофилактики.

Применяемая нами модель психопрофилактической и психотерапевтической помощи детям и родителям, может способствовать гармоничному развитию личности ребенка с учетом его физиологических, функциональных и возрастных особенностей.

Список использованной литературы:

Захаров А.И. Групповая психотерапия при неврозах детского возраста:
Методические рекомендации НИИ им. В.М. Бехтерева. - Л., 1997.
Исурина Г.Л. Задачи и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в свете разработки интегративной модели: Сб. научных трудов Псих. Невр. Института им. В.М. Бехтерева, т.131, стр.33-39, С-Пб,1992.
Карвасарский Б.Д. , Ледер С. Групповая психотерапия . - М, 1990
Федоров А.П., Эйдемиллер Э.Г. Групповая психотерапия при неврозах.
Лен.ГИДУВ им. С.М. Кирова.- Л., 1988
С.И. Заморев, С.В. Кудрявцева, От игры к развитию личности. Практическое руководство. "Оздоровление детей в организационных коллективах" С-Пб., 1995

Назад

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14