Профилактика проблем в обучении и развитии учащихся

В рамках сопровождения индивидуального развития ребенка ПМС-центр проводит комплексное психологическое обследование учащихся.

Основная цель обследования - профилактика школьной неуспешности, раннее выявление проблем и оказание психологической помощи учащимся.

Данная работа включает три этапа.

1 этап рассчитан на будущих первоклассников и детей, обучающихся в первых классах.

Комплексное психологическое обследование детей проводится на начальном этапе обучения в школе и особенно актуально и целесообразно при поступлении детей в 1-й класс. Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно и определяется образом жизни семьи, культурными традициями, финансово-экономическими возможностями, социальным положением, интенсивностью вербального общения, открытостью в проявлении эмоций и многими другими особенностями. Школа напротив предъявляет ко всем одинаковые требования:

- существует единая для всего класса программа обучения;
- предполагается усвоить определенный объем знаний, выполняя при этом одни и те же задания;
- требования и критерии оценки едины для всех;
- организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий тоже едины.

Комплексное психологическое обследование первоклассников позволяет определить насколько уровень развития ребенка соответствует тем требованиям, которые предъявляются детям данного возраста. Предметом изучения становится:

- уровень развития школьно-значимых психофизиологических функций - зрительно-моторной координации и мелкой моторики ведущей руки;
- уровень развития познавательной деятельности - развитие речи, богатство словарного запаса, развитие интеллекта (умения анализировать, сравнивать, обобщать, обнаруживать закономерные связи);
- развитие произвольного внимания;
- индивидуальный темп интеллектуальной деятельности ребенка;
- способность удерживать в памяти небольшие порции информации, объяснения и указания учителя (кратковременная память).

Если ребенок в эти нормы вписывается, все в порядке. А если нет, то с выявленными неблагоприятными тенденциями необходимо работать еще до того, как они превратятся в проблемы ребенка.

Обследование позволяет выявить психологические особенности детей, которые не всегда очевидны, но могут породить проблемы с первого дня пребывания ребенка в школе:

- резкая дисгармоничность интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных подструктур (крайние "визуалы" и "кинестетики");
- некоторые функциональные нарушения в работе головного мозга;
- наличие отклонений в индивидуальном и личностном развитии ребенка (повышенная тревожность, завышенная или заниженная самооценка).

Рекомендации, которые получают учителя после проведения диагностики, позволяют учителю дополнить собственные наблюдения и:

- глубже понять индивидуальные возможности каждого ученика;
- получить и оценить общую характеристику класса, особенности взаимоотношений в коллективе, сравнить классы между собой;
- выявить учащихся группы риска по вероятности развития школьной дезадаптации.

Основная задача второго этапа диагностики - определение готовности учащихся к переходу на вторую ступень обучения. Комплексное обследование рекомендуется проводить в 3-х классах во втором полугодии или в 5-х классах в начале учебного года. Необходимость проведения диагностики диктуется не только проблемами социально-психологической адаптации к новым учителям и режиму обучения. Основная проблема заключается в предотвращении резкого снижения успеваемости из-за неготовности детей к качественно новому уровню учебных программ. С 5-го класса основная нагрузка в усвоении программы ложится на высшие формы мышления, и, если они оказываются несформированными, то успеваемость резко падает.

Цель обследования на этом этапе заключается в диагностике новообразований периода обучения в начальной школе, к которым относятся:

- высшие формы понятийного мышления;
- абстрактное, формально-логическое мышление;
- логическая, связанная с мышлением, оперативная память;
- определенный уровень личностной зрелости.

Психологическое обследование позволяет определить возможные осложнения в обучении заранее (предметы, отдельные темы) и составить рекомендации по их предупреждению. Учителя-предметники получают возможность оптимизировать программы обучения с учетом возможностей каждого ученика и всего класса в целом, заранее зная с кем придется работать.

3 этап рассчитан на учащихся 7-11 классов.

В программе диагностики для старших школьников (7-11 классы) появляется новый акцент. Связан он с тем, что в настоящее время существуют различные программы обучения, специализированные школы и классы, лицеи, гимназии, что ведет к необходимости достаточно ранней специализации подростков. Блок психодиагностических методик, используемый в работе со старшеклассниками, позволяет определить наличие задатков для дальнейшей специализации обучения по таким направлениям, как математика, программирование, естественные науки, иностранные языки, гуманитарные науки и т.д.

Используемый единый диагностический комплекс разработан к.п.н. Ясюковой Л.А., состоит из классических (адаптированных) и авторских методик и имеет 3 модификации, используемые при тестировании учащихся 1-2-х, 3-6-х, 7-11-х классов. Их полная преемственность обеспечивает возможность сравнения и прослеживания динамики развития конкретного ребенка за весь период обучения в школе.

Обследование проводится в групповом варианте в течение 2-х часов в 1-х классах, 3-х часов в 3-5-х классах и 5-ти часов в старших классах. Работа с учащимися 1-х классов кроме групповой включает и обязательную индивидуальную часть: продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком - 20-35 минут. Методики предъявляются с учетом их сложности, утомляемости детей, с соблюдением режима работы и отдыха, в соответствии с распорядком школьного дня.

Информация для родителей готовится в виде индивидуальных психологических характеристик. На родительском собрании родители обучаются работе с психологическими характеристиками своих детей; психолог рассказывает о наиболее часто встречающихся проблемах, с которыми может столкнуться ребенок; рассказывает об основных интеллектуальных и личностных свойствах характерных для детей данного возраста; дает рекомендации и конкретные методы развития способностей; учит родителей методам предупреждения проблем; для индивидуальной работы заинтересованные родители приглашаются на консультацию. Такая работа способствует более глубокому пониманию родителями своих детей, налаживанию взаимоотношений с ними, профилактике многих проблем и оказанию реальной помощи в случае необходимости.

Таким образом, работа диагностической службы обеспечивает массовый характер обследования (класс, параллель и т.д.), непрерывность сопровождения, направлена на профилактику и раннюю диагностику проблем, на объединение усилий педагогов и родителей для оказания своевременной помощи детям.

Назад

 

Copyright © 1999 - 2017. ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга, ул. Новоселов, д. 11, лит. А, +7(950) 034-18-14